Posted 24 января 2019, 09:06
Published 24 января 2019, 09:06
Modified 7 марта 2024, 16:27
Updated 7 марта 2024, 16:27
Все они сходятся в одном: экономическая политика президента Николаса Мадуро низвергла страну в пропасть, и рано или поздно, это должно было закончится падением самого режима
Этот кризис затронет и Россию
Колючим может быть год, - пишет Яков Миркин. - Что такое Венесуэла? Население - 29 млн. чел. (2018). За 2018 год сократилось на 1,3 млн. чел. ВВП на душу населения - 3,3 тыс. долл. США (2018). Еще в 2011 г. этот показатель был 11,5 тыс. долл. США. Сократился в 3,5 раза. Безработица - 38% населения. Еще в 2015 г. безработица - 7,4%. Размер экономики (ВВП в долл. США) в 2018 г. сократился в 3,8 раз в сравнении с 2011 г. Государственный долг - 160% ВВП. Рост цен, уже все знают - в миллионах процентов. Раненый организм, в жестокой лихорадке (IMF WorldEconomic Outlook Database October 2018). Самое меньшее - может влиять на внутреннюю политику в России.
Режим Мадуро был безусловно мафиозно-уголовным
Все, перелом наступил, процесс носит необратимый характер и госпереворот неизбежен. Происходит то, что должно было произойти, - пишет в ЖЖ финансовый аналитик Spydell. - Как и у любого другого сумасшедшего диктаторского режима виноваты конечно же злые империалисты, США и Госдеп, а кто же еще?
Неуправляемый экономический коллапс приводит к политическому самоуничтожению. Экспорт Венесуэлы упал с 100 млрд долл в 2012 до 17 млрд в 2018, инвестиции в основные фонды рухнули в 8 раз, экономика в 4 раза сложилась до уровней 60-70х прошлого века, потребление на душу населения падение почти в 8 раз для 90% населения, инфляция исчисляется миллионами процентов. Только за 2018 год по предварительным оценкам экономика рухнула на 35-40% (и это худший год за все время)
Финансовая система де-факто отключена от мирового рынка капитала и денежного рынка, неуправляемое разрушение банковской системы, фондирование и расчеты в национальной валюте на внутреннем рынке заблокированы. Внутренние банки Венесуэлы никого не кредитует (нет ресурсов под кредитование, т.к. обнулена система национальных сбережений из-за инфляции, никто не взаимодействует с банками), риски в принципе не просчитываемые из-за катастрофической ситуации в экономике. Иностранные банки закрыли лимиты на Венесуэлу еще в 2016 году. Процветает черный рынок, бартерная торговля.
Массированное банкротство компаний (уничтоженный внутренний спрос, закрытые внешние рынки, перекрытые каналы фондирования, проблемы со снабжением, проблемы с расчетами, неплатежи контрагентов), как следствие чудовищная безработица (по некоторым оценкам свыше 50%).
Распад государственных институтов, никто ничего не контролирует, и никто ни за что не отвечает. Коллапсирующая экономика приводит к полному бардаку по всем фронтам и обрушению доходов правительства, а учитывая, что доступ на рынок капитала Венесуэле закрыт, то функционировать приходится как бы в «бездефицитном формате», распределяя то, что получили. А получили ничего. Как следствие заваливаются все остальные гос.службы и вместе с ними ускоряет падение экономика. Ресурсов остается только на силовой аппарат и репрессии против собственного народа. Кроме него не работает ничего – ни контрольные, ни регулирующие, ни статистические госорганы, нет ни медицины и образования.
В экспоненте процветает бандитизм, мародерство, экономическая и социальная анархия.
Около 95% экспорта Венесуэлы это сырье, а точнее нефть. В 2017 они еще как-то держали добычу. В 2018 добыча начала заваливаться. Под конец 2018 было уже меньше 1 млн баррелей. Раньше добывали около 2.5 млн, где 1.5 млн шло на экспорт и 1 млн на внутреннее потребление. Причина: недоинвестированность, проблемы со снабжением и доступом нефтесервисных компаний, бегство квалифицированных кадров и менеджеров.
Стертая в пыль экономика уже не потребляет 1 млн, сколько точно сказать трудно, нет данных, но при добыче в 1 млн и меньше уже сложно поставлять на экспорт даже 500-600 тыс. Отсюда и экспорт завалился так сильно.
Уничтоженная экономика Венесуэлы получает в 6 раз меньше валютной выручки, чем в 2012, отсюда невозможность поддержания минимального импорта для жизнеобеспечения, т.к. внутренняя экономика отсутствует. Как результат чудовищные проблемы со снабжением медикаментов, товаров первой необходимости, продуктов питания. По уровню развития страна за очень короткий срок скатилась на сотню, может даже две сотни лет назад, став беднейшей страной мира, где за чертой бедности свыше 90% населения.
О причинах можно говорить долго, так же и том, что послужило спусковым крючком. Почему с 2013 Венесуэла пошла в разлет? Вероятно, совокупность деструктивных факторов, которые в 2014 усилились падением цен на нефть и дальше снежный ком по нарастающей, когда одно цепляет за другое. Но проблемы безусловно внутренние. Катастрофа усиливается тем, что из страны бегство квалифицированных кадров (или того незначительного числа, которое еще осталось). Некому страну из руин поднимать.
Режим Мадуро имеет безусловный мафиозно-уголовный характер, целью и задачами которого была узурпация власти, грабеж и «национализация» всего того, что способно генерировать прибыль. Но национализация не для народного блага, а исключительно для контроля над денежными потоками (и в это важно подчеркнуть!), когда за счет государственного административного и силового ресурса можно было подчинять, подмять по себя отрасли промышленности и грабить, так сказать «на вылет». Для этого режим Мадуро создал вокруг себя круг лоялистов, а ручных и верных режиму генералов и силовиков расставил на руководящие посты в банки и компании преимущественно нефтяной направленности. На излете режим по сути превратился в контрабандистов нефтью и наркотой. Ничего другого в стране не осталось. Госпропаганда Венесуэлы днем и ночью вещала о «кровавых проделках» империалистов, кознях Госдепа, плохом Западе, кольце врагов и успехах боливарской республики! Ничего не напоминает? )))
Катастрофа шла по нарастающей, триггер мог быть любым, но опять же, подчеркну, сыграла конвергенция совокупности негативных факторов, которые усиливали друг друга. Когда на ключевых постах в твоей стране расставлены не профессионалы и успешные политические деятели или предприниматели, а лоялисты, жополизы и всякие силовики, ничего не понимающие в управлении хозяйством, то катастрофа неизбежна. Отрицательная селекция в действии. Это вопрос времени и обстоятельств. В Венесуэле просто не было людей, которые еще бы на старте распада дали по балде завравшиеся элите, направив их на путь истинный. А когда катастрофа наступила, то не хватило компетенции/квалификации, чтобы вовремя потушить пожар.
Сочувствия откровенным бандитам, которые уничтожили страну нет и быть не может. Получили то, что заслужили.
Для народа Венесуэлы в нынешних абсолютно катастрофичных обстоятельствах даже внешнее управление будет светом в конце тоннеля.
Признание США переходного правительства безусловно форсирует обстоятельства и это, конечно же, приговор действующему безумному режиму.
Путь к пропасти занял 10 лет
Чем бы ни закончилось противостояние оппозиции и власти в географически далёкой, но ситуационно близкой Венесуэле, уже сейчас можно извлекать уроки и делать выводы. Причём так получается, что большинство из них будут не слишком приятны для поклонников путинской стабильности. С другой стороны, у любой медали есть аверс и реверс, поэтому толика оптимизма тоже будет, - уверен аналитик Андрей Нальгин. -
Итак, что можно сказать сразу…
Первое. Произошедшее в Боливарианской Республике стало не столько результатом зарубежного заговора, сколько плодом катастрофического сочетания внешнего давления и внутренней некомпетентности. Рискованные эксперименты, когда экономическая целесообразность приносится в жертву идеологическим императивам, заканчиваются неизбежно плачевно. И никакое богатство природными ресурсами тут не поможет.
Всего при жизни одного поколения венесуэльская экономика проделала вот такой путь в пропасть.
30 лет назад она была примером для латиноамериканских стран.
20 лет назад стала сбавлять темп.
10 лет назад появились признаки кризиса.
А потом катастрофа стала понятна уже и несведущим в экономике.
В общем, экономические законы действуют медленно, зато неотвратимо. И видимое благополучие не должно вводить в заблуждение.
Второе. Даже успешный трансфер власти ничего не гарантирует преемнику. Особенно если он продолжает пагубную политику своего предшественника. С другой стороны, возможности нового лица ограничены прежней системой, и потому выбор у него невелик. Так что тут в любом случае надежды мало.
Третье. Сколь бы ни было население терпеливо и одурманено, холодильник обязательно победит телевизор. И даже на тщательно вычищенной политической поляне найдётся тот, кто сумеет организовать и возглавить. Реверанс конспирологам – скорее всего, за плечами у него будет опыт учёбы в США или иной зарубежной стране. Но это потому, что там реально хорошее образование.
Теоретически есть шанс, что Россия, проевшая ресурсы и вставшая в оппозицию развитому миру, сумеет венесуэльского сценария избежать. Но в него и сама власть, похоже, не очень верит. У Венесуэлы путь от сложностей к пропасти занял 10 лет.
От переворота в Венесуэле пострадают Россия и Китай
Кроме России от сегодняшнего переворота в Венесуэле сильнее пострадал Китай.
Китайские инвесторы вложили $50 млрд. в Венесуэлу (Россия, напомним, $17 млрд.). Последние инвестиции Китая - это покупка китайской госкорпорацией CNPC еще 9,9% акций совместного добывающего предприятия Sinovensa (после завершения сделки Китай контролирует 49% СП), - считает телеграм-канал Proeconomics.
В сентябре 2018 года Венесуэла заключила соглашение с Китаем об инвестициях на $5 млрд., чтобы увеличить добычу с текущих 1 млн. баррелей в сутки до 2,2 млн., из которых 1 млн. баррелей в сутки должен был уходить в Китай в счет оплаты кредита.
Что теперь будет с китайскими инвестициями, особенно в предприятиях, в которых у Китая нет контрольной доли (как в той же нефтедобывающей Sinovensa), непонятно. Нефтяную стратегию будет определять США и ее сервисные и добывающие компании, которые наверняка получат государственные пакеты в таких фирмах.
Десять лет назад Венесуэла добывала более 3 млн. баррелей в сутки. Переворот в Венесуэле теперь напряг нефтедобывающие страны. Если Венесуэле при новой власти удастся поднять добычу за полтора-два года даже на 1 млн. баррелей в сутки (а оппозиция уже объявила приоритетом рост нефтедобычи), то это может сильно разбалансировать глобальный рынок нефти.
Мадуро был обречен еще 4 года назад
В мае 2018 года состоялись досрочные президентские выборы. Приемник Уго Чавеса Николас Мадуро для того, чтобы избраться лидером страны добился возбуждения уголовных дел против своих оппонентов, - пишет блогер Игорь Драндин. - Из-за этого лидеры оппозиции не смогли баллотироваться. В результате в бюллетенях было всего 4 кандидата – Мадуро и три статиста. Итог имитации выборов очевидный – президентом стал приемник Уго Чавеса. Он набрал 68% голосов.
В стране начались протесты. США, Европа и ряд стран Латинской Америки не признали итоги выборов и отозвали своих послов. У российского руководства претензий к избранию Мадуро президентом нет.
В Венесуэле последние годы бушует экономический кризис, гиперинфляция, в 2018 году она составила почти 1 700 000 процентов! Именно так, здесь нет ошибки. В стране дефицит всего, не хватает еды и товаров первой необходимости. И это при том, что Венесуэла самая богатая нефтью страна.
Ещё году в 2015 году стало понятно, Мадуро не сможет долго удержать власть. Очевидная вещь, но не для всех. Путин и компания решили помочь Мадуро и реструктуризировали венесуэльский долг в размере $3,15 млрд. Логика Кремля простая – русским деньги не нужны, спасём чужих, а не своих.
Что дальше?
Кремлёвская пропаганда будет убеждать россиян, что спикер парламента Венесуэлы Хуан Гуайдо захватил власть. Но это не так! Он объявил о намерении провести новые выборы. Это правильно и честно. Демократия – власть народа, а не имитация выборов и ложь.
Псевдополитологи будут вам рассказывать с экранов ТВ, что государственный переворот в Венесуэле организовали американцы. Но доказательств вы не услышите. Вместо фактов, будут эмоции. Они будут защищать президента, у которого нет высшего образования и истории успеха. Они встанут на сторону Мадуро, несмотря на то, что он вверг страну в нищету. По данным МВФ, на октябрь 2018 года ВВП страны сократился на 18%.