Posted 23 ноября 2021, 08:37
Published 23 ноября 2021, 08:37
Modified 7 марта, 12:54
Updated 7 марта, 12:54
На прошлой неделе ведущее мировое информационное агентство экономических новостей Bloomberg сообщило о том, что население России вымирает и работать в стране некому:
«Уже сейчас на авральные работы начали привлекать студентов и солдат (например, на уборку урожая), возобновилась советская практика использования труда заключённых.
В России в будущем ожидают две проблемы. В стране уже сокращается численность рабочей силы, а также есть структурная проблема с сокращением работников в возрасте до 40 лет. Россияне достигают максимальной производительности труда в возрасте от 30 до 40 лет, и к 2030 году доля этой категории сократится на 25%».
Журналист Павел Пряников комментируя эти цифры, пишет:
«От себя добавлю: недавно читал бодрый рапорт чиновников Астраханской области о том, что они привлекли 7 тыс. студентов к уборке урожая; недавно я писал о торжественном открытии трудового лагеря для осуждённых в Московской области – они будут работать на полях.
Проблема огромнейшая, тогда как та же сетевая интеллигенция готова обсуждать что угодно – Моргенштерна, происки «агрессивного НАТО», голые задницы на фоне храмов, хитросплетения царского двора. Только – не главные проблемы страны.
(Кстати, обратили внимание, что прекратились разговоры о мегаломании Шойгу, о строительстве новых городов в Сибири? Наверное, всё же кто-то из заслуженных пенсионеров спецназа нанял наконец-то учёных, и те посчитали, что для этой мегаломании нет рабочей силы).
На страну наложились несколько плохих демографических факторов.
Первый и главный – это эхо 1990-2003 годов с сильным сокращением рождаемости. В жизнь сейчас выходит немногочисленное поколение того времени.
Второй – эмиграция квалифицированных кадров.
Третий – сверхсмертность 2020-21. В декабре избыточная смертность достигнет 1 млн. человек за время пандемии, и сотни тысяч из них были трудоспособные люди.
И эти три фактора никуда не денутся все 2020-е.
Правительство реагирует на эту тяжелейшую проблему двумя способами. Желанием завезти как можно больше мигрантов из Средней Азии. Но о главной проблеме этой трудовой силы я писал – на 90% это низкоквалифицированные кадры. Они не полезут в рудники и шахты, не пойдут работать на заводы и электростанции, в проектные бюро и водить суда и самолёты.
Проблемы потери квалифицированных кадров мигранты не решат.
Второй способ – привычная советская трудовая мобилизация тех, «кто не может оказаться». Пока студентов и зэков. Но и тут резерв ограничен. Заключённых мало, студентов много насильно не загонишь убирать картошку. Закончились и НИИ, из которых гнали интеллигенцию на овощебазы.
Решение же в этих условиях может быть только одно: резкий рост инвестиций в производительность труда, в автоматизацию и роботизацию. Процесс этот идёт всё время. Например, АвтоВАЗ за последние 20 лет сократил численность персонала с 90 тыс. работников до 35 тыс. При примерно том же выпуске машин. Но и это отстаёт от производительности на похожих западных автозаводах – там при тех же объёмах выпуска машин АвтоВАЗом работало бы 8-10 тыс. человек.
Отдельная большая тема.
И ещё отдельная большая тема - давно назревшее сокращение избыточной вохры, сотрудников различных силовых ведомств и ЧОПов - общая их численность уже превышает 5 млн. трудоспособных мужчин (15-20% всех мужчин). Страна уже не может тянуть такие огромные гири на её экономике и демографии…»