Posted 23 июля 2021,, 11:45

Published 23 июля 2021,, 11:45

Modified 7 марта, 13:30

Updated 7 марта, 13:30

Вакцина от рабства: как привить русским чувство свободы

Вакцина от рабства: как привить русским чувство свободы

23 июля 2021, 11:45
За время эволюции русского кода с ним происходили многочисленные мутации, в него встраивались различные вирусы, придавая ему прочность, неизменность, преобразовать и развивать которую трудно, но необходимо.

Михаил Гусаков

Русский код как всякой другой нации является формой определенной многовековой культуры. В основании кода лежат краеугольные камни культуры - религии, языка и самоидентификации.

Власть с давних пор заявила о миссии России быть особой формой цивилизации, а потому приняла крайне жесткую форму христианства, ортодоксальную, отделившую его от народов Западной Европы. Затем была изобретена и принята кириллица как языковая форма выражения мыслей, что еще более отдалило народ от европейской культуры, а затем и науки. Это притом, что в дальнейшем русской элитой заимствование из якобы чуждой европейской культуры было всеобъемлющее: язык и литература - французские, наука - немецкая, инженерия - голландская, архитектура - итальянская, политическое устройство - от Греции и Рима до Англии, а финансы и экономика, кино и ТВ программы - американские.

Так что культурная ассимиляция с католическим Западом, которую древняя Россия якобы хотела избежать, во многом произошла. Религиозной ассимиляции не стало, цари правили, воевали с церковью, но оставили православие как укрепляющее самодержавие. Так что дело было не в идентичности народа, а в самосохранении власти, амбициях самодержавия.

И есть общий путь инновационного развития, и есть отставание от Европы и Европейского пути просвещения и т.д. до постмодернизма. Первый университет в России открылся на 700 лет позже. То же относительно законов о правах человека - Билль о правах в Великобритании 1689 года, Билль о правах в США 1789 года, Декларация прав человека и гражданина во Франции 1789 года. В итоге получилось в России "Православие, Самодержавие, Народность", а в Европе и Америке -"Свобода, Равенство, Братство."

Догоняем, но медленно.

Русский код создавался тысячу лет назад и формировался в дальнейшем по настоящее время под эгидой самодержавия. С самого начала самодержавие стремилось выделить страну и народ в особую цивилизационную сущность, обладающую своим только ей присущим величием. Однако, ничего нового в этой позиции нет, поскольку было характерно для истории духовного развития многих народов.

Наконец, властью была навязана самоидентификация народа в виде самодержавия под формой великодержавия. Какой же народ не примет собственного величия.

На самом деле воспитанная властью привычка быть великодержавными прикрывает чувство неудовлетворенности народа вековой закрепощенностью. Формально крепостничество хоть и поздно, но все же завершилось в 19-м веке. На деле оно никуда полностью не делось – форма изменилась: сначала в виде советской власти – а на деле власти политбюро единой партии, а сегодня – власти президента страны и его окружения капиталистами (в прямом смысле) с силовым подкреплением. При этом следует подчеркнуть, что всего величия Российская империя, СССР и современная Россия добиваются за счет всемерной пропаганды и усиления военной составляющей науки и технологии, несоразмерной реальному экономическому потенциалу, что ведет к замедлению роста качества жизни населения во всех областях.

А подоплекой величия русского кода провозглашена его всемирность, сводящаяся в основном к построению русского мира, включая напрямую или пока еще в высказываниях официальных лиц территории других государств – Украины, Белоруссии, Казахстана и других стран СНГ. Причем скрепление стран происходит на базе совместной защиты самодержавий государств, входящих в содружество, а не на основе взаимного развития народов.

Кстати многие разногласия с другими великими государствами возникают не из отрицания великодержавия России, а неприятия ее и других государств, которые Россия включает в расширенный русский мир, мир самодержавия.

Не будет самодержавия в России и российское великодержавие станет хорошим подспорьем сбалансированного с другими великими и невеликими державами мироустройства, конкурентного между странами геополитического пространства, но не враждебного друг другу, не гадящего друг другу как было в прошлом. Друг другу – вот ключевая фраза тезиса о справедливом мироустройстве.

Некую известную опасность представляет воспитание русского кода великодержавием в форме имперскости. Мало того, что империи как формы государственности в современном мире разрушительны и не перспективны. Есть такие «сказители», которых радует выдуманный тезис о том, что русские – воины по своей сути. Русские хорошо воюют, но и англичане неплохо. Русские хорошо и торгуют, вспомним купцов, промышленников Урала, меценатов культуры и т.д. Не стоит сужать, примитизировать широкую натуру русского народа.

Еще одним из направлений сужения русского кода является провозглашение тезиса о том, что русскому человеку свобода не нужна и к демократии он не готов. А как же тогда другие менее развитые народы, например, народ ЮАР и некоторые другие африканские – голосуют на действительно конкурентных выборах за президентов своих стран, демонстрируя достоинство свободного человека?

Конечно, величие державы, сильное государство – это суверенитет в обеспечении национальных интересов, если это интересы безопасности и благополучия народа при его всестороннем развитии!!! Но вот этой совместимости и не наблюдается во всей истории России. Всегда об интересах народа «забывают», а национальные интересы – это интересы власти и олигархии. А значит и государство будет медленнее развиваться: люди без реального внимания со стороны государства не захотят да и не смогут лучше работать. В Америке, впрочем, та же проблема. Но есть отличие: американский народ сам активно участвует в определении того, что входит в национальные интересы и может реально поправить власть!

В процессе эволюции русского кода происходили мутации гена, встраивались различные вирусы, а в целом дальнейшее закрепление генома, его закалка, приобреталась прочность, неизменность, которую трудно преобразовать и развивать (заметим, что конечно в этом есть и позитивный эффект сохранения лучших характеристик генома).

Российская цивилизация 1000 лет уже заботится и прививает заботу о государстве, о державности. И вот уже 1000 лет она не формирует менталитет уважающего Закон свободного человека, влияющего на принятие решений властью как во внутренней, так и во внешней политике Русской Державы для выработки наиболее эффективной стратегии развития, национальной цели.

На этот важнейший элемент русского кода, определяющий его жизнеспособность и перспективу развития, обращают внимание многие интеллектуалы всего политического спектра, например: «…нигде в мире нет такого пассивного населения» (Леонид Ивашов); «Россия страшно несвободна» (Алексей Иванов, писатель).

Подравнивать отставание народа в цивилизационном развитии может только наличие его суверенности свободы выбора действий, которое в свою очередь проистекает из свободы слова, дарующая народу гражданскую свободу и независимость и истинную справедливость жизни народа и человека – гражданина.

Вместе с тем, необходимо всегда анализировать степень принятия Закона народом и готовность отвечать перед законом. При этом взятие народом ответственности предполагает, что он получает действенный инструмент влияния на исполнение Закона всеми, включая «самодержца».

Русский народ принял на данный момент генетический и далее воспитанный код!!!

И определенную закрепощенность принял!

Закрепощенное мышление как вирус становится частью кода русского генома.

Великий историк Александр Самойлович Ахиезер писал, что российское общество совершает бесконечные колебания между типами цивилизаций и еще в 1979–м году отмечал, что ожидается вероятность поворота России к национальной идеологии на основе возврата к архаичным ценностям, который противостоит плюрализму, а также активизация имперских ценностей, поскольку общество неспособно создать принципиально более эффективные механизмы управления. Власть из-за боязни за свое существование провоцирует народ на создание ощущения, что страну не любят и хотят уничтожить как чуждую западной культуре. Народ ощеривается и русский код становится все более опасным для окружающих народов и стран. И власть и элита поддерживают всячески такое ощущение, обеспечивая самодержавие. Динамика цивилизации должна идти поступательно, а в России качается, поскольку динамика самодержавия – непредсказуема.

Ахиезер также подчеркивал, что это может привести к краху России в силу исторически сложившейся слабой культурной и экономической интеграции страны. Но он дал и надежду - предрек маятниковые колебания русского общественно-политического состояния. Теперь наступил период архаики. За ним будет обязательно возрождение к современной европейской цивилизации, эпохе модернизма и постмодернизма.

Подождем?

Но можно ускорить естественным путем, а не мучиться.

Не меняя позитивные характеристики русского кода, хотелось бы развить его более толерантные черты к другим странам и народам, особенно европейской культуры, с которой русская культура очень близка.

При этом хотелось бы, чтобы народ сам перестроил свой код.

Возможно ли это? Возможно.

И такие примеры, да еще схожие с историей России, есть. Это Швеция, которая в период 16-го – 17-го века была настоящей великой европейской державой. На шведском языке период империи так и называется «Эпоха великодержавия». Однако у Швеции была в основном отсталая аграрная экономика для сохранения данного статуса в долгосрочной перспективе.

Адриаан Гилл – известный английский журналист и путешественник заметил интересное социально-политическое явление – радикальное преобразование шведской нации, той самой нации, армию которой русские в конце концов разбили под Полтавой, заметьте – где Полтава, а где Швеция (шведские войска непобедимо пересекли всю территорию России с севера до Украины). Они были имперцами, агрессивной нацией, нетерпимыми религиозными фундаменталистами (кальвинисты), страной с одним из беднейшим крестьянским населением. И вдруг совершенно неожиданно всем скопом шведы решили радикально измениться – стали терпимыми, либеральными, открытыми, демократическими и миролюбивыми.

А так вдруг и происходит –революционный скачок (в историческом измерении), диалектика – переход количества в качество. В 16-м веке изменилась религия, шведы стали протестантами – лютеранами, в 17-м веке происходила секуляризация. В середине 18-го века принят первый в мире закон, гарантирующий cвободу слова. И конечно, одним из важнейших факторов сравнительно быстрой «перековки» шведов было отсутствие системы личной крепостной зависимости. Причем шведы отстояли свободу, оказывая упорное сопротивление попыткам личного закрепощения крестьян. Единство устремлений шведов позволило поэтому всему народу решить «разом» трансформироваться.

Поражение в войне, чувствительный удар по амбициям властителей и самодержца, а также и по шведскому коду самонадеянности и силового величия привели к концентрации на внутренних проблемах. После поражения в войне шведы осознали, что стратегия войны бесперспективна для недостаточно многочисленной и экономически не очень мощной страны и народа, одного военного превосходства для доминирования недостаточно, в конечном итоге – проиграешь! Есть более выигрышная стратегия для развития народа, и они ее приняли – это стратегия саморазвития и свободы. Но еще они поняли, что самодержавие заведет их не туда. И шведское самодержавие само поняло и отступило. Геном перенацелился.

Этот пример лишний раз также доказывает, что национальные характеристики полностью не определяют геном, а во многом являются следствием долгого «воспитания» народа властью – угнетением, страхом, коррупцией, агрессивной политикой.

При безусловной определенной идентичности русского народа его геном также может и должен меняться.

Далеко ходить не надо: ах как да еще не к лучшему изменился русский код после Октябрьской революции 1917 –го года, в течение всего-то менее 100 лет – почитайте настоящих русских классиков: какие благородные были русские офицеры, а какие рабочие – они бы на снег асфальт класть не стали (а сейчас кладут), а крестьян просто не стало – появились колхозники.

И, по выражению Виктора Астафьева, вот это бесправие и получение ничтожной власти нашим любимым крещеным народом - «что она с русским народом сделает, как исказит его нрав, остервенит его, прославленного за добродушие характера».

Да и складывание русского народа, его кода тоже было постепенное – и из народа Киевской Руси, и новгородцев, и местных меря и т.д и т.п. Так что код в течение тысячи лет сильно менялся, включая в себя гены разных народов, что вполне естественно – менялась и идентичность русского народа.

В России отсутствие многих из вышеуказанных факторов сравнительно быстрой перестройки шведов может сделать трансформацию кода, точнее его правку с учетом большей исторической объективности оценки многовекового развития государства, преодоления авторитарной модели политического устройства, перевода общественного развития в полноценное правовое поле с независимыми ветвями власти, нацеленности на соблюдение гражданских прав - более сложной и более долгой.

Главным препятствием к такого рода изменению, совершенствованию генома русского народа является существенное ослабление за тысячелетнюю историю, а то и отсутствие иммунитета в первую очередь к вирусу самодержавия и крепостничества.

Авторитарной системе правления, обладающей деньгами и силовыми органами, не требуется руководить институтами на всех уровнях власти, т.к. независимые институты становятся ненужными. Такая система руководит людьми, их воспитанием в своем духе, с ложью и коррупцией, в результате чего код руководителей всех уровней власти деградирует, а вслед деградирует и код народа.

Более того вирус встроился в изначальный русский код и стал его органической частью. Самодержавное государство, возглавляемое коронованными особами - царями с неограниченной властью, веками было неправовым и сделало народ неправовым, исповедующим правовой нигилизм, не верящим в справедливость властных структур и закона.

В России было много народных восстаний, и дворянские были (декабристы) и даже была всеобщая революция в 1917-м году, но сломить вирус самодержавия все они не смогли, лишь переоформить в новых системах политического устройства. Власть исполнительная всегда была много сильнее, доминировала над другими ветвями власти. Вирус единодержавия, внедренный глубоко и сильно в русский геном, побороть не удавалось.

Единодержцам удавалось сплотить вокруг себя властные полномочия, собственность, силовые структуры, поскольку такого рода «коронавирусом» оказались заражена вся так называемая политическая элита, да что говорить - все слои общества, весь народ.

Против такой всеобщей заразы лекарства нет, т.к. всем более или менее хорошо, на еду и водку хватает, дача есть – сиди, загорай, а к крепостничеству привыкли, достоинство – не в почете. Тем более газа пока хватает на защиту самодержавия и минимальные блага для остальных. И даже на поддержку чувства веры в величие остается.

Такой вирус можно победить только путем всеобщей «вакцинации», осознанно поддерживаемой народом, а желательно и при его массовом соучастии в инициативе и продвижении федерального законодательно оформленного процесса «вакцинации» на местном и региональном уровне.

Однако массовое участие народа в любом процессе следует фундаментально подготовить.

Таким фундаментом может быть только наличие инструмента влияния народа на власть в действительности, в правовых основах и структурах государства, механизма контроля за исполнением закона и механизма наказания за неисполнения закона властью, в т.ч. верховной властью.

Остается только вакцинация свободой – чуть всем переболеть, только всем – и народу простому, и элите типа чубайсовской, но в первую очередь – самодержцу с окружением, всем добровольно.

Если с такой вакциной власть не согласится, то придется уповать на два варианта: либо власть все-таки наконец придет другая и одумается, либо та же вакцинация, но принудительно.

В России установление демократических порядков и освобождение от самодержавия происходило дважды.

В 1917-м году в результате народной коммунистической революции установилась советская власть. Однако, она не освободила народ от самодержавия. При любой форме авторитаризма попираются права гражданина и его достоинство как человека. С одной стороны, народ был сильно закрепощен и не имел потенциала к освобождению, к свободе. А с другой, советская власть действовала не по закону, а по революционной целесообразности, поправ закон. Тем самым, коммунистические правители пришла к узурпации власти.

В конце 1980-х М.С.Горбачев провозгласил перестройку политической и экономической системы, а также гласность. И то, и другое так и не были доведены до конца. Опять же народ не был готов, а так называемая политическая элита готова была просто брать все себе – власть и собственность. Революция сверху без инициативы и без прямой поддержки и без прямого участия народа не избавляет от единодержавия. Тем дело и закончилось пока.

В России фундаментальный закон есть – конституция, подготовленная с учетом европейского опыта как известно на основе французской конституции. Однако, в реалии по нашему мнению зачастую положение о разделении властей, гражданские права и т.п. не соблюдаются. Исполнительная власть имеет несравненно больше рычагов воздействия на правовой процесс, чем любая другая структура, тем более общественная. Федеральные и региональные органы власти обладают, если можно так сказать, имущественным, силовым и информационным превосходством над любыми другими органами власти и тем более над общественными структурами и еще тем более над одиноким гражданином, человеком.

Следует подчеркнуть, что исторически сложилось весьма примитивное понимание прав человека, свободы слова в России, узкое, его просто нет в том широком всеобъемлющем первейшей необходимости толковании как в США или Европе, а главное – не столько в толковании, сколько в применении, в обеспечении, в существовании не просто законов, а механизмов их реализации – тоже законодательных, обязательных к исполнению всеми ветвями и органами власти. И это потому, что самое главное –их равная состязательность, без доминирования исполнительной власти.

Кроме того, конституционные права не подкреплены механизмами контроля и воздействия на власть, меры обеспечения прав власти и народа, гражданина не равны на практике - имеют разную весомость в правовых, силовых, материальных, судебных и иных структурах. Власть всегда и везде имеет больший вес, поскольку обладает реальной значительно большей административной возможностью влияния на спор любых государственных структур и гражданина.

Поэтому надо брать пример стран, которые пришли к демократии путем народной революции и взятия народом власти или по крайней мере при активном участии народа.

Брать пример с развитых демократий не является чем-то зазорным. Россия как известно много заимствовала в прежние времена в культурном, технологическом и политическом отношении, когда имелось отставание. А отставание от принятия документов, провозглашающих права граждан в Англии, других европейских странах, даже в США – не одна сотня лет.

Пример США более показателен для России, поскольку страны близки по масштабам, по разнообразию населения.

Предварительно народ Америки отбил власть от власти Британии, чьей колонией Америка была. Это, кстати вполне можно назвать на современный лад первой цветной революцией, только без вмешательства извне. А затем уже произошла гражданская война в США. В этой войне победили выходцы из Германии и Британии. Они ликвидировали рабство (на первых порах по крайней мере формально). Но главное они приняли конституцию и избрали власть – на местах, в регионах (штатах), в стране. Зачастую это все делалось с помощью кольта. Но по закону! С соблюдением закона, народ закон уважал и соблюдал, поскольку сам по закону избирал все органы власти. Поэтому в США установились принятые всеми политические стандарты поведения, стандарты жизни.

Кстати, происходящее в современных США пертурбациях по поводу избрания президента страны и по сути восстании народном (половины народа, если можно так выразиться) несомненно закончится укреплением демократии, поскольку именно народ решает сам свою судьбу и целью восстания является ликвидация нарушений демократического порядка в ряде округов штатов США.

В США так же как в России был построен правовой фундамент в форме конституции. Однако, правители Америки посчитали этого недостаточным с позиций обеспечения прав человека и гражданина. Они приняли так называемый Билль о правах – специальные десять поправок к конституции, которые закрепляют основные права и свободы человека и гражданина и обеспечивают механизм их реализации.

Пора хотя бы Америку догнать и принять для начала поправки в российскую конституцию подобно заблаговременной вакцинации в США - принятому Биллю о правах и свободах человека и гражданина как дополнению к конституции, а также ряду дальнейших поправок в нее в противодействие вирусу единодержавия и правового произвола власти.

Законодателям нашей страны следовало бы обратить внимание на обеспечение механизма реализации положений конституции и поправок в нее в форме запретов и ограничений, наложенных на саму законодательную и исполнительную власть.

А начать надо с вакцинации русского генома для развития чувства свободы у политической элиты и народа как чувства первой жизненной необходимости, прививки уважения властью всех уровней достоинства гражданина, его права влиять на внутреннюю и внешнюю политику страны.

Для следования в данном отношении примеру США нужно начать с внесения в Конституцию России всего двух поправок (уж столько их внесено обо всех бытовых материальных проблемах, так что еще две можно добавить как о самом сущном для корректировки генома русского человека, для души).

Первая поправка касается запрещения ограничивать свободу слова и собраний в их широком толковании, в том числе ограничивать одиночные пикеты, марши несогласных любого рода, любых мирных демонстраций и т.д. и т.п. Таким образом, эта поправка очерчивает область запрета государственным органам любого ограничения несогласия граждан с властью.

Эта поправка воспитывает народ в духе укрепления независимости личности, критичности народа, свободе мышления, развивает креативность населения и активность общества.

Известно, что вторая поправка в Конституцию США гарантирует гражданам США право на хранение и ношение оружия.

Но не так широко распространено положение о том, что эта же поправка позволяет реализовать право народа на вооруженное восстание, упомянутое в тексте Декларации независимости США, против узурпации власти кучкой политиков высшего уровня.

В России «вакцинирование» пройдет тяжелее и дольше, чем в Швеции и США, где не было крепостничества. Народ должен переболеть этим недугом и выработать коллективный иммунитет против самодержавия, за культурное величие народа и страны.

Обе эти поправки до принятия в России требуют, конечно, широкой общественной дискуссии, которая подготовила бы перелом в русском коде и сознании народа, позволила бы помочь их прочувствовать, понять и принять при вводе во всех сферах жизни и структурах власти.

Организовать весь этот комплекс действий способны и обязаны все существующие партии, которые сами еще должны воспитаться в духе независимости мышления и функционирования, ведь вакцина нужна для всех. Постепенно люди начнут меняться, уважать больше свое достоинство, научатся активнее бороться за него, за все свои гражданские права, за рост качества жизни во всех сферах, во всех регионах страны.

Ну а партиям, их руководителям необходимо для начала усвоить особую 3-ю поправку – она и русская, она же и всемирная.

Всем имперцам любой страны стоит помнить урок полковника Курца из кинофильма Копполы «Апокалипсис сейчас»: на утверждение капитана Виллорда о том, что он солдат и пришел исполнять приказ убить полковника, Курц произносит: «Ты не солдат. Ты мальчик на побегушках, которого ростовщик послал взыскать должок».

Так вот, партийцы и просто люди русские - патриоты и либералы, борющиеся за интересы и за ценности, москвичи, лондонцы и жители других городов – давайте не будем мальчиками на побегушках, а там глядишь и девочки подтянутся.

Михаил Гусаков, доктор экономических наук, профессор

"