Posted 23 апреля 2020,, 09:25

Published 23 апреля 2020,, 09:25

Modified 7 марта, 14:49

Updated 7 марта, 14:49

Протест или безответственность? Почему не все граждане оформляют карантинные пропуска

Протест или безответственность? Почему не все граждане оформляют карантинные пропуска

23 апреля 2020, 09:25
Несмотря на угрозы властей ужесточить режим карантина, многие жители столицы не торопятся оформлять цифровые пропуска, поскольку справедливо считают их введение незаконным.

Конечно же в Москве нашлись люди – и немало – которые не стали оформлять себе обязательные пропуска, невзирая на штрафы, которыми грозятся московские власти. Можно назвать их поведение безответственным, а можно и свободным, если взять в качестве примера Швецию, в которой никаких карантинов принципиально не вводилось, и страна, несмотря на это переживает эпидемию довольно легко. Единственное, на что сетуют шведские власти, это то, что они не смогли обеспечить должного контроля за домами престарелых, где находится самая уязвимая группа населения.

В Италии же, к примеру, в силу особенностей национального характера, вряд ли эта мера помогла. И тем не менее: настоящая свобода безусловно подразумевает чувство ответственности, а потому не следует торопиться осуждать «нарушителей карантина».

Одним из таких непослушных людей оказался известный журналист Павел Пряников, написавший в своем блоге:

«Через день выхожу на улицу, в магазин недалеко сейчас выходил (цифровой код принципиально получать не хочу). Людей в Замоскворечье никого. Машин – тоже. Немногочисленные покупатели в магазинах держат социальную дистанцию. На поверку москвичи оказались очень послушными людьми. Даже удивительно. Если сейчас прикажут выходить на улицу в наморднике – пойдут, а QR_код по приказу и на лбу рисовать начнут.

В этом смысле мы ничем не отличаемся от Европы, где вроде бы полицейское государство, stato и самоконтроль въелись в людей давно и окончательно. В России это тем более удивительно, что общество соблюдает порядок и самоцензуру вообще без всякого stato, без материальной помощи властей людям и бизнесу, без полицейщины. Большой материал появится для изучения российского общества...»

Похожая позиция у социального психолога Алексея Рощина:

«Право на выход. Я вот решил не получать никаких пропусков из принципа. На мой взгляд, это как-то унизительно - просить о том, на что у тебя и так имеется право. Ясно ведь, что мэр Москвы отродясь не имел полномочий разрешать или не разрешать жителям города выходить из их собственных домов. Поэтому все его "указы" на этот счет заведомо незаконны.

Или вот сегодня - зашел в парк, там видно, что вход был замотан красными лентами, а на них большая объява - "Парк закрыт по распоряжению мэра". Опять же - как это? А с чего б вдруг у мэра такое право - закрывать общегородские парки на вход? Тоже непонятно. К тому ж - ни режима ЧС, ни режима ЧП. Какие вообще у властей основания в чем-то ограничивать людей? Да никаких нет.

(...)

Как можно просить о праве, которое у тебя и так уже есть?»

Юрист Николай Зборошенко пишет:

«Езжу по судам и иным органам, принципиально не оформляя пропуска хотя бы оттого, что юристы, ведущие дела в ЕСПЧ против РФ, не обязаны отчитываться о своих профессиональных планах перед данным государством-ответчиком. Плюс, в целом, превращение Москвы в концлагерь никак не способствует снижению риска инфицирования. Что до оценки этого риска - отдельный разговор, я сторонник шведского подхода. Попытаются меня остановить и оформить - РФ по каждому эпизоду схлопочет от меня персональные кейсы в ЕСПЧ...»

Того же мнения и Елена Макарова:

«Не оформляла и не стану. Меры - нужны, а шарить в моем телефоне с помощью шпионских программ - нет. И электронный намордник на меня надевать тоже. Именно что, хрен им. Как ходила так и хожу. Ну в метро не поеду значит...»

Блогер Ромша Голос тоже не видит никакого смысла в оформлении пропуска:

«Не делаю пропуск и не вижу смысла. Все уже достаточно напуганы и сидят дома. Шибаются в основном те, на чьих плечах лежит обеспечение жизни города. На метро никто явно на шашлыки не ездит. К тому же не вижу смысла в пропуске, который выдается тупо без проверки чисто по факту подачи заявки, поскольку проверить заявку физически невозможно. По сути, это профанация...»

Журналист и правозащитник Дмитрий Борко взглянул на эту тему с другой стороны:

«Я знаю двух очень разных людей, не оформляющих пропуска из принципа. Один - "отморозок" и социопат, ненавидящий слишком многое в этой действительности, да и себя самого заодно. Он просто шастает постоянно по своим делам, стараясь обходить патрули. Второго я знал много лет, как существо весьма конформное и боязливое в проявлениях своих взглядов. Этот человек также заявил "Да пошли они, это уже за гранью!", но в силу своей сущности решил вообще не показываться из дома до тех пор, пока все не кончится, чтобы не вступать ни в какие отношения с государством. Объявил бойкот, так сказать. Я не разделяю ни безбашенной безответственности первого, ни "невидимого протеста" второго (хотя и понимаю: все, что мы делаем - делаем в первую очередь для себя). И я считаю (пока еще считаю), что меры против вируса необходимы.

И все же каждый раз, когда я жму на сайте московской мэрии кнопку "оформить пропуск" меня охватывает чувство глубочайшего стыда. И я не буду его от себя скрывать...»

А вот известный правозащитник Александр Подрабинек посмеялся над таким проявлением гражданского неповиновения:

«Забавно слышать об экзистенциальных мучениях при оформлении пропуска от людей, которые исправно платят налоги, за счет которых формируется военные и правоохранительный бюджеты. А еще забавнее слышать это от людей, которые добровольно соглашаются на процедуру полицейского досмотра при проходе на санкционированные властями оппозиционные акции...»

И кажется, он прав именно в том, что свобода не должна зависеть от обстоятельств, она либо есть, либо ее нет. Что же касается сравнения Швеции и Италии, то дело тут не в том, что шведы – свободны, а итальянцы – нет. Как раз по степени свободы вряд ли эти народы сильно различны. Дело в том, что итальянцы, не надеясь на собственную дисциплинированность, вверяют себя в руки властям добровольно, зная, что те не причинят им никакого ущерба. Тогда как в России властям не верит никто, ни те, кто оформляет пропуска, ни те, кто этого не делает. Да и как можно им верить после безобразного инцидента в московском метро, за который они не только не извинились, но даже устами, к примеру, Пескова, цинично обвинили в нем самих москвичей. Вот и получается, что одни считают, что лучше с властью не связываться, тогда как другие пытаются хоть как-то сохранить чувство собственного достоинства.

"