Posted 22 сентября 2022, 07:18
Published 22 сентября 2022, 07:18
Modified 7 марта, 11:54
Updated 7 марта, 11:54
Виктория Павлова
Прошлогодний трёхлетний бюджет предусматривал на 2023 год профицит в размере 299,1 млрд рублей, а на 2024 год дефицит в объёме 522,7 млрд рублей. Вполне неплохо – отклонения небольшие. Но известные события 2022 года вынудили правительство отправить этот документ в помойку и сверстать совершенно новый бюджет. За день до объявления частичной мобилизации Михаил Мишустин огласил его параметры: в 2023 году дефицит составит 2,9 трлн рублей или 2% ВВП. В 2024 году дефицит составит 1,4% ВВП, а в 2025 году – 0,7% ВВП. Но так далеко заглядывать ещё рано, остановимся на текущем 2022 годе.
ЦБ, как недавно выяснили «Новые Известия», может «печатать» рубли. Но делает это неохотно и только в интересах избранных госпредприятий. На допэмиссию 2,9 трлн рублей правительство не решится – слишком высоки инфляционные риски. Латать дыру Минфин планирует внутренними займами. И это ещё самый благоприятный с точки зрения беспристрастной бухгалтерии вариант – дефицит мог быть ещё больше. Чтобы выйти на уровень ожидаемых доходов в 26 трлн рублей, правительство заложило в бюджет дополнительные источники пополнения казны. В 2023 году повышенные ввозные пошлины и ставки налога на добычу полезных ископаемых должны принести дополнительные 1,4 трлн рублей, а повышенные пошлины на газ и нефть с продлением скорректированного демпфера на бензин в предстоящую трёхлетку принесут ещё 3,15 трлн рублей.
Уже в следующем году экспортная пошлина на газ, который продаётся дороже $300 долларов за 1000 куб. м. вырастет до 50% с нынешних 30%, коэффициент в расчёте экспортной пошлины на нефть повысят с 0,167 до 0,25 – в 1,5 раза, будет введена пошлина на экспорт СПГ и угля. По мнению экспертов, последняя может составлять $9–10 за тонну. Заодно планируется забрать 12% экспортной выручки (более 100 млрд рублей) у производителей удобрений. Простым жителям России до экспортных пошлин, которые будут платить богатейшие добывающие корпорации страны, на первый взгляд дела нет. Но изъятия в пользу бюджета коснутся каждого!
Во-первых, подорожает газ. Правительство рассчитывает заработать на потреблении голубого топлива внутри страны. Если в 2022 году индексация тарифов на газ составила скромные 3%, то в 2023 году топливо для россиян станет дороже на 8,5%, а в 2024 году – на 7%. Из них 3 п.п. через повышенный НДПИ пойдут в госбюджет. За 3 года так люди заплатят 278 млрд рублей. Причём заплатят все, а не только обладатели газовых плит и домашних котлов, ведь газ используют и ТЭЦ, и промышленные предприятия. Бензин тоже дешевле не будет. Демпферный механизм приведет к изъятию дополнительных 190 млрд рублей в год.
Пора запасаться дровами и углём для растопки печки? Тоже не поможет. Пока у нас крутят юмористические ролики о том, как Александр Лукашенко рубит дрова для отправки на помощь Европе, жители российской глубинки сами рискуют остаться без тепла. Инфляция, а также подскочившие мировые цены на уголь сказались на ценах на твёрдое топливо в России. По данным Росстата, за год дрова подорожали на 19% - до 1,76 тыс. рублей за кубометр. Дороже всего они обойдутся жителям Севастополя (3,31 тыс. рублей), Калининградской области (3,03 тыс. рублей) и в Алтайского края (2,92 тыс. рублей). Для Алтайского края дрова особенно актуальны – там уровень газификации составляет лишь 16%. Обогрев углём тоже не подарок – топливо подорожало за последние 12 месяцев на 22% до 3,67 тыс. рублей. Один из самых дорогих - в ХМАО, там за тонну придётся отдать 14596 рублей, на Камчатке – 12500 рублей, на Сахалине – 7738 рублей. Повышение экспортных пошлин непременно скажется и на внутренних ценах. Особенно тяжело придётся жителям Кузбасса, ведь вместе с этим у них становится меньше работы. Ещё до европейского эмбарго (в период январь – июль 2022 года) добыча угля на Кузбассе снизилась на 9%. Оперативно нарастить поставки на Восток из Кузбасса не представляется возможным из-за логистических проблем и дефицита пропускной способности железнодорожных путей. Губернатор Кемеровской области Сергей Цивилёв жалуется, что уголь вынужден проходить слишком большой путь: «Чтобы доставить уголь в Китай, надо проехать по РЖД на запад, там перегрузить, потом объехать полмира».
Добывающие компании не привыкли делиться своей прибылью, ведь всегда можно переложить нагрузку на конечного потребителя. Мнение правительства в данной ситуации может иметь слабые позиции, ведь у нефтяников в руках мощнейший инструмент – общественные настроения. Сократят поставки на внутренний рынок, и возникнет дефицит топлива, который может вылиться в бунты. Мировой опыт 2022 года от Казахстана до Индонезии показывает: топливный кризис сродни спичке у открытой бочки с бензином. Непременно рванёт. А кабмину сейчас народное недовольство нужно меньше всего. Сами нефтегазовые компании даже в такой ситуации не обеднеют. Как на внешних рынках возросшие цены компенсировали сокращением поставок, так будет и на внутреннем. Пусть и относительно умеренное, но все же повышение цен на энергоресурсы для населения будет приемлемым компромиссом с точки зрения правительства. Так что платить придётся всем – затянутые пояса становятся все туже.