Posted 22 сентября 2021, 07:16
Published 22 сентября 2021, 07:16
Modified 7 марта, 13:29
Updated 7 марта, 13:29
Виктория Павлова
Решения правительства после завершения выборов посыпались, как из рога изобилия, вот и «План мероприятий по реализации в 2021–2025 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» был согласован в первый рабочий день. И хотя уже прошло почти 9 месяцев с начала 2021 года и 1,5 года с начала сырьевого и ковидного кризиса, потребность в чётком плане действий высока, как никогда. Россия прямо сейчас проваливается в огромную демографическую яму. В первом полугодии 2021 года, по данным Росстата, во всей стране родилось только 678,1 тыс детей – на 2,9 тыс меньше, чем в первом полугодии ковидного 2020 года. На 100 тыс. населения рождалось в среднем по 461,3 ребёнка – это худший с 2001 года показатель. Чтобы власти ни говорили об успехах здравоохранения и победах над ковидом (давно вы в последний раз видели строгий контроль хотя бы элементарных масок?), но активно люди только умирают. Число умерших за те же полгода выросло на 153,5 тыс человек - до 1,1 млн человек. Таким образом в первой половине года страна потеряла 421,9 тыс человек. Все равно что вымерло население Твери или Сочи. А концу года такими темпами можем потерять количество людей, сравнимое по численности с проживающими в Саратове. Прошлый год тоже был не подарок: естественная убыль населения составила 688,7 тыс человек – это больше населения Ижевска или Барнаула, почти Тольятти...
О сложившейся ситуации и о мерах, которые правительство предлагает, «Новые Известия» побеседовали с независимым демографом Алексеем Ракшой.
- Пандемия коронавируса забрала у нас уже 700 тыс человек. И продолжает забирать примерно 1,5-2 тысячи в день. В России побиты зимой абсолютные рекорды по числу умерших ежемесячно, а в июле во многих регионах побиты рекорды по числу умерших за всю историю. Такого страшного лета у нас вообще никогда не было. Все ускорение убыли населения. В последние 1,5 года – за счет коронавируса. Ковид – это самый важный фактор, который влияет именно сейчас на демографию, в последние 1,5 года в России, - отмечает эксперт.
Но сможет ли новый план исправить ситуацию? В этом есть сомнения. Первый раздел в этом документе , состоящем из 42 мероприятий, – вовсе не меры по повышению благосостояния, что было бы логичным, ведь, по данным Росстата, 48,3% детей в многодетных семьях, кторые поддерживают демографию, проживают за чертой бедности. Первым делом в Плане идут мероприятия, направленные на популяризацию и продвижение традиционных семейных ценностей и активного долголетия. Увы, но одними традиционными ценностями в магазине не расплатишься. Достигаемые показатели в этом разделе весьма абстрактные: не менее 2,5 млн человек должны использовать интернет-портал «Я-родитель!», не менее 5 млн человек должны быть ежегодно охвачены мероприятиями по продвижению семейных ценностей. С обилием бюджетников выполнить задачу, конечно, не сложно. Во всяком случае, нарисовать необходимую отчетность. И ещё План может открыть широкое поле для «распила» бюджета: до 2025 года ежегодно не менее 70 НКО должны быть включены в программы и проекты по развитию родительских компетенций.
- Первым разделом в этом документе почему-то идёт перечисление мер пропаганды и популяризации семейных ценностей, но, во-первых, до сих пор это была очень легкая, слабая, невнятная пропаганда, а во-вторых, между пропагандой семейных ценностей (кстати, а что это вообще такое, конкретно?) и ростом рождаемости может не быть связи – уточняет Алексей Ракша.
Больше всего мероприятий – 16 из 42 посвящены повышению благополучия семей с детьми. Но и их эффективность вызывает некоторые вопросы. Конечно, есть меры поддержки, доступные всем семьям. Это, например, выплаты того же материнского капитала, льготная ипотека. Но в 2023 году на специальные ипотечные продукты смогут претендовать только 3 тыс. семей против 57 тыс. семей в 2022 году. Зато в 2024 году льготными условиям должны одарить аж 120 тыс. семей. Очень похоже на создание искусственного дефицита и одаривание семей с детьми перед президентскими выборами. К парламентским выборам одарили пенсионеров и силовиков, а к президентским дойдёт очередь семей с детьми.
Также отдельные мероприятия выделены под такие рядовые моменты, как информирование семей о возможных мерах поддержки через Госуслуги. Не осталась в стороне и соцподдержка малоимущих семей через социальные контракты. В остальном меры направлены на осуществление и так имеющихся прав детей: доступность дошкольного образования, услуг по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста. То есть государство обеспечит семьи минимальными необходимыми для выживания средствами и возможностями. Но не более того. Даже профессиональное обучение женщин, осуществляющих уход за ребёнком до 3 лет, упоминается постольку-поскольку: для выполнения плана ежегодно достаточно обучать всего лишь 19 тыс. матерей. Но каким-то образом в список затесалась мера по повышению спроса на отечественные товары для беременных и детей, которая может помочь не семьям, а бизнесу.
По мнению Алексея Ракши, вероятность успеха подобного подхода крайне мала:
- Борьба с бедностью к демографии почти не имеет отношения. Есть демографическая политика, а есть семейная, социальная политика. У них разные инструменты и разные цели. Пособия на детей, которые даются по критериям адресности и нуждаемости, вообще никак на рождаемость не влияют. У нас в стране не замечено никакого влияния ежемесячных пособий на рождаемость. На рождаемость влияет только маткапитал и разовые большие выплаты, которые направлены на жилье и снижение ипотечной ставки. То есть меры инвестиционного характера, с прицелом на будущее. Все, что связано с потреблением, на рождаемость почти не влияет.
Мероприятия по снижению материнской и младенческой смертности, улучшению репродуктивного здоровья обращают на себя внимание вариативностью показателей. Так, в плане указано, что цель «снижение младенческой смертности до 4,5 случая на 1000 родившихся живыми в 2024 году» в случае необходимости может быть скорректирована. И ни слова о том, что признаётся необходимостью, и в какую сторону могут быть скорректированы показатели.
Зато власти в условиях бушующего ковида себя подстраховали: некоторые мероприятия по снижению смертности и повышению ожидаемой продолжительности жизни выполнить совсем не сложно. Начинается всё с того, что показателем доступности первичного звена медицины сделали «удовлетворённость населения» без каких-либо конкретных значений. Удовлетворённость просто должна хоть как-то вырасти. Всё опирается на опросы с непрозрачным подсчётом ответов. С последствиями оптимизации, которая кардинально сократила доступность медицины, никто бороться не собирается. С численными показателями тоже не всё гладко: например, больничная смертность от инфаркта миокарда должна сократиться до 8%, но при этом никто не говорит про внебольничную смертность. С такими целями врачам безопаснее будет оставлять людей умирать дома, чтобы не срывать выполнение плана.
С поддержанием здоровья старшего поколения и здоровья на производстве та же неопределённая история: число случаев оказания помощи пожилым людям на дому должно вырасти (достаточно прибавки одного случая), профессиональных заболеваний должно стать меньше, профилактики на предприятиях – больше. Насколько больше или меньше – план не уточняет.
Как отмечает Алексей Ракша, главная проблема этого плана кроется не в мероприятиях, которые перечислены, а в мероприятиях, которых нет.
- План мероприятий по нацпроекту «Демография» в части стимулирования рождаемости стал гораздо менее детализированным, и там убрали вообще все индикаторы рождаемости. Видимо, рождаемость наши власти не интересует. Либо возобладал такой подход, что что-либо делать бесполезно. Это неправильно, либо у нас в правительстве ультралиберальные идеологи, которые вообще не верят, что можно рождаемость повысить. Но они невежды, потому что они не могут подсчитать, сколько принес, например, маткапитал (2,5-3 миллиона вторых и последующих детей). По смертности я вижу больше конкретных целей по причинам смерти, что приводит к искажению статистики по этим причинам. Но нет общей цели по смертности, нет общей цели по продолжительности жизни. Постановка конкретных целей по причинам смерти приводит к изменению практик проставления посмертных диагнозов у коморбидных пациентов (с множественными патологиями). В результате специалисты перестают понимать, что происходит на самом деле, и не могут делать прогнозы. План мероприятий по реализации концепции демографической политики фактически административно находится ниже, чем майские указы. Он должен детализировать и конкретизировать средства и инструменты достижения целей, но я не вижу никакой детализации и конкретизации целей по рождаемости, и мне очень грустно, что наше государство фактически не ставит перед собой никаких целей по повышению рождаемости.
Получается, что ожидать положительного результата от этого документа было бы слишком наивно. По мнению демографа, для улучшения демографии необходим рост реальных располагаемых доходов, нужны грамотные управленцы, которые понимают особенности рождаемости, необходимо увеличение финансирования здравоохранения в 2 раза, политики помощи семьям – в 2-3 раза, должен быть увеличен маткапитал на третьего ребёнка - до 1,5 млн рублей и возвращён маткапитал на второго ребёнка в 1 млн рублей.
А чиновники пока считают, что все проблемы с естественной убылью населения могут решить мигранты. Смягчат условия въезда, отправят чартерные поезда, и нет проблем. Либо россияне начинают плодиться в бедности, либо мигранты из Средней Азии сделают своё дело. А пропагандой сыт не будешь и лозунгами детей не выкормишь.