Posted 22 августа 2017,, 16:06

Published 22 августа 2017,, 16:06

Modified 8 марта, 02:02

Updated 8 марта, 02:02

«Агора»: власти России пытаются организовать тотальную слежку за гражданами

«Агора»: власти России пытаются организовать тотальную слежку за гражданами

22 августа 2017, 16:06
Но у них не хватает на это ни денег, ни технических средств, ни умения. А это еще страшнее для тех, за кем следят.

Международная правозащитная группа «Агора» представила доклад «Россия под наблюдением – 2017: как власти выстраивают систему тотального контроля над гражданами»

«Доклад охватывает период с мая 2016 по апрель 2017 года и является в определенной степени продолжением опубликованного год назад доклада «Россия под наблюдением», посвященного используемым российскими властями по политическим мотивам разнообразным технологиям слежки.

За последние годы в России создана комплексная система контроля за гражданскими активистами, журналистами и оппозицией, которой охвачены как минимум несколько тысяч человек. Под предлогом общественной безопасности, борьбы с экстремизмом и терроризмом силовики контролируют перемещение по стране и пересечение границы, прослушивают телефонные переговоры, перехватывают sms и электронную почту, ведут наружное, скрытое аудио- и видеонаблюдение, собирают, анализируют и систематизируют биометрическую информацию. Активно используются и незаконные методы, например взлом интернет-аккаунтов.

Ключевая проблема – абсолютная бесконтрольность вмешательства в частную жизнь. Суды автоматически утверждают принятые спецслужбами решения. Шансы оспорить это практически равны нулю. Так, за последние 10 лет суды в среднем удовлетворяли 98,35% ходатайств об ограничении тайны переписки. В итоге любой законопослушный житель России сегодня подвергается постоянному риску произвольного доступа к его частной жизни через интернет, мобильный телефон, видеонаблюдение, даже при случайном контакте с полицией, при пользовании деньгами, общественным транспортом и автомобилем, трудоустройстве в ряд организаций, а также при выезде за рубеж, ношении оружия и реализации других своих прав.

Неприкосновенность частной жизни и презумпция невиновности лишаются смысла, а интенсивность вмешательства постоянно увеличивается. Только число запросов на прослушивание телефонных переговоров и перехват корреспонденции с 2007 года увеличились более чем втрое. Человек становится перед выбором: принять тотальную слежку как данность или искать способы сохранить приватность. Но второй вариант государство считает незаконным и расценивает как попытку скрыть что-то преступное.

В фильме Оливера Стоуна Владимир Путин, отвечая на вопрос ведут ли спецслужбы слежку за российскими гражданами, заявил, что нет, так как в отличие от США у нас отсутствуют такие технические возможности.

Безусловно, ограниченность ресурсов и технических возможностей, определяет пределы государственного контроля, однако, отнюдь не свидетельствует об отсутствии политической воли и отказе от усилий по сбору информации о россиянах. Напротив, категоричное отрицание этого, на фоне многочисленных фактов, свидетельствующих об обратном, лишь подчеркивает желание не привлекать лишнее внимание общества к этой стороне деятельности власти.

Сбор биометрической информации

Российские власти все более активно собирают и используют разного рода биометрическую информацию – отпечатки пальцев, образцы ДНК, фото. Все эти и иные сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность, согласно Федеральному закону «О персональных данных» относятся к биометрическим персональным данным и могут собираться и обрабатываться без согласия субъектов персональных данных в случаях, предусмотренных законодательством об обороне, безопасности, противодействии терроризму, транспортной безопасности, противодействии коррупции, оперативно-разыскной деятельности, государственной службе, уголовно-исполнительным законодательством, законодательством о порядке выезда из и въезда, а также о гражданстве.

Помимо добровольной дактилоскопии (любой может сам прийти в полицию и сдать свои отпечатки), она обязательна для больших групп людей: от силовиков до претендентов в частные детективы, для подозреваемых и даже совершивших административные правонарушения, если нельзя по-другому установить их личности, для ряда иностранцев и лиц без гражданства. С 2015 года отпечатки двух пальцев также должны сдавать все получатели биометрического загранпаспорта старше 12 лет. То есть уже сейчас речь идет как минимум о 25 миллионах человек.

Биометрия все более активно внедряется в систему идентификации и учета граждан и прибывающих в страну лиц. В июне 2016 года Владимир Путин сообщал о планах создания федеральной информационной системы биометрического учета, в которой будут аккумулированы данные об «участниках террористический и экстремистской деятельности». Год спустя МВД сообщило о внесении в Госдуму законопроекта об обязательной дактилоскопической регистрации и фотографировании всех без исключения иностранцев, регистрирующихся в России по месту жительства или пребывания.

При этом дактилоскопическая информация о гражданах в соответствии с законом хранится, как правило, до достижения ими возраста 80 лет, а геномная – до 100 лет и может быть предоставлена очень широкому кругу государственных ведомств.

Несмотря на четкий перечень оснований для обязательной биометрической регистрации, регулярно появляются сообщения о явно незаконных попытках принудительно дактилоскопировать, сфотографировать, отобрать образцы слюны для анализа ДНК. Их предпринимают в отношении задержанных участников публичных мероприятий, активистов и журналистов.

К примеру, 23 марта 2017 года в Москве полицейские задержали сторонников Алексея Навального, раздававших наклейки в поддержку его кампании за допуск к выборам президента. Всех их доставили в ОВД «Арбат» для профилактической беседы, во время которой переписали паспортные данные и взяли отпечатки пальцев. В другом случае 6 апреля 2017 года на рынке Симферополя были задержаны около 50 человек «неславянской внешности», якобы связанных с крымско-татарскими активистами в Крыму. Адвокат Эдем Семедляев сказал, что всех задержанных подвергли дактилоскопированию, сфотографировали и отобрали образцы ДНК.

Видеонаблюдение

С 2015 года во всех российских регионах внедряется аппаратно-программный комплекс «Безопасный город». К примеру, согласно отчету о выполнении этой программы в Москве в 2016 году жилая зона города покрыта системами видеонаблюдения на 86,3%, а к началу отчетного периода в Москве было установлено 128 598 камер видеонаблюдения, из них более 98 000 – в подъездах. Архив видеоизображений хранится в течение 5 суток, а прямой доступ к изображениям предоставлен не только сотрудникам МВД, но и других органов исполнительной власти.

В Нижнем Новгороде к единой системе «Безопасный город» планируется подключить действующие автономно системы видеонаблюдения транспортных, спортивных и торговых объектов, отелей и пр., часть из них будет оборудована системами распознавания лиц и автомобильных номеров.

Под предлогом подготовки к проведению спортивных мероприятий международного уровня (Кубка Конфедераций ФИФА 2017 и Чемпионата Мира по футболу 2018) власти усиливают меры безопасности, расширяют и совершенствуют системы слежки. Спортивные сооружения оборудуются системами видеонаблюдения с функциями распознавания лиц, причем даже в городах, которые не принимают игры турниров. Подобные системы устанавливаются не только на спортивных сооружениях. К примеру, на московских железнодорожных вокзалах расширяются зоны действия видеокамер, распознающих лица и считывающих автомобильные номера.

Согласно Постановлению Правительства от 25 марта 2015 года №272 региональные органы власти и муниципалитеты должны составить перечни мест массового пребывания людей, к которым относятся любые места, в которых могут собраться более 50 человек. Все такие места должны быть оборудованы системой видеонаблюдения с возможностью непрерывного контроля обстановки, архивирования и хранения записей в течение 30 дней.

Еще более строгие меры безопасности предусмотрены для спортивных объектов. В соответствии с Требованиями к антитеррористической защищенности объектов спорта, спортивные сооружения, на которых в случае террористической атаки может пострадать более 100 человек, должны быть оснащены системами теленаблюдения с функциями распознавания лиц.

Специальные системы, позволяющие идентифицировать личность, используются на разрешенных властями публичных мероприятиях. При подготовке к проведению 12 июня 2017 года митинга на Проспекте Сахарова в Москве городские чиновники заявляли о намерении специально установить со стороны входа на выделенную для митинга территорию «камеры видеонаблюдения с системой индексации личности». Таким образом, абсолютно все граждане, прошедшие через линию досмотра на Проспекте Сахарова, могли быть идентифицированы. Заметим, что сотрудники правоохранительных органов (прежде всего ЦПЭ МВД) в течение многих лет ведут видеозапись любых протестных публичных акций для установления личности участников и организаторов.

Заметим, что с 2012 года участникам публичных мероприятий запрещено скрывать лица под масками или иным способом, и с пересмотром этого запрета связана, пожалуй, единственная либеральная мера, касающаяся слежки. Упомянутое положение ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» было скорректировано Конституционным Судом РФ после рассмотрения жалобы участников «Дня молчания» в Самаре, которые в 2014 году были оштрафованы за то, что в знак протеста против замалчивания дискриминации и насилия в отношении геев и лесбиянок заклеили себе рты скотчем. Конституционный Суд подтвердил, что общий запрет закрывать лицо продиктован «потребностями идентификации участников публичного мероприятия в интересах поддержания безопасности и общественного порядка, защиты прав и свобод граждан, в особенности при проведении массовых публичных акций», однако указал, что сокрытие лица (его части) участниками мероприятия не обязательно связано с намерением затруднить идентификацию личности и может быть обусловлено как погодными или медицинскими причинами, так и являться способом выражения мнения, что должно учитываться как организаторами мероприятия, так и полицией.

Регистрация и отслеживание перемещений. Контроль над иностранцами

Покупая билет на общественный транспорт, останавливаясь в гостинице, пользуясь публичной точкой wi-fi в России, каждый житель России информирует власти о своем местонахождении.

В соответствии с законодательством о транспортной безопасности Министерство транспорта поддерживает комплекс автоматизированных баз данных, в которых аккумулируются сведения, в том числе персональные данные пассажиров, следующих практически всеми видами транспорта – воздушным, железнодорожным дальнего следования, морским и речным, автомобильным (при международных и межобластных перевозках). В базы данных включается информация, полученная при оформлении билетов (бронирование, продажа, возврат, регистрация пассажира, посадка пассажира на место) и формировании списков пассажиров. При совершении любого из указанных действия властям в круглосуточном интерактивном режиме прямого доступа становятся известны как минимум фамилия, имя и отчество пассажира, дата рождения, вид и номер удостоверения личности, пол, гражданство, пункты отправления и назначения, маршрут следования.

При железнодорожных перевозках указываются также номера места, вагона и поезда, сведения о месте продажи билета, дата и время прибытия. При авиаперевозках – номер бронирования, время и дата прибытия в пункт назначения. При перевозках автомобильным транспортом – номер рейса и места, дата и время приобретения билета, фамилия кассира (номер терминала), марка и государственный регистрационный номер транспортного средства.

Авиаперевозчики обязаны передавать в систему сведения о регистрации на рейс не позднее 15 минут, а о бронировании (продаже) билетов – не позднее чем за 24 часа до вылета воздушного судна.

Общераспространенной является практика сканирования паспортов постояльцев гостиниц, санаториев, кемпингов и прочих подобных мест. Делается это, поскольку Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации установлена обязанность администрации таких учреждений в течение суток информировать МВД о регистрации граждан по месту пребывания на основании документов, удостоверяющих личность.

Полученных сведений в целом достаточно, чтобы в любой момент времени знать, где находится интересующий их гражданин, пользующийся перечисленными видами общественного транспорта или останавливающийся в гостинице. Эти сведения используются в том числе для контроля передвижений или оказания давления на гражданских активистов и правозащитников.

Согласно документу от работников отеля требуется «незамедлительное предоставление курирующему сотруднику информации о попадании в поле зрения лиц следующих категорий:

1) Сотрудники иностранных дипломатических представительств.

2) Представители российских и зарубежных общественных структур, некоммерческих и неправительственных организаций.

3) Участники официальных иностранных делегаций.

4) Представители зарубежных СМИ.

5) Иностранные специалисты различных областей (ученые, преподаватели ВУЗов, технические работники и пр.)

6) Военнослужащие и сотрудники правоохранительных органов иностранных государств.

7) Выходцы из стран Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего Востока и Африки, Северо-Кавказского региона РФ».

Заметим, что одним из направлений уже упоминавшейся программы «Безопасный город» является «предупреждение и пресечение правонарушений в сфере миграционного законодательства», задача которого – «снижение незаконной миграции, формирование полной, достоверной, оперативной и актуальной информации о перемещениях иностранных граждан», что предполагает тотальный контроль над всеми иностранцами, находящимися в России.

Еще один новый проект, в определенной степени касающийся слежки, – система сбора платы с большегрузных автомобилей «Платон». Все автомобили с разрешенной массой более 12 тонн обязаны зарегистрироваться в системе и установить бортовое устройство с коммуникационным модулем GSM и навигационными модулями GPS и ЭРА-ГЛОНАСС либо оформить маршрутную карту. Оператор системы получает сведения о регистрационном номере транспортного средства, планируемом и фактическом маршруте, а в случае использования бортового устройства – также и информацию о местонахождении любого автомобиля в режиме реального времени. По состоянию на июль 2016 года было выдано 530 тыс. бортовых устройств19.

Административный надзор и профилактический учет

17 мая 2017 года были приняты поправки в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» и ряд других актов, распространившие положения об административном надзоре на лиц, отбывавших наказание за некоторые преступления экстремистской направленности, в том числе 205.2 и 282 – 282.3 УК РФ. Нарушение условий административного надзора влечет уголовную ответственность по статье 314.1 УК РФ, предусматривающей до 1 года лишения свободы.

Административный надзор в таком виде является гласной формой слежки и контроля над поведением «неблагонадежных» лиц при условии, что ранее их привлекали к уголовной ответственности.

Однако существует и негласная форма такого контроля в виде постановки на профилактический учет. Формально, постановка на профилактический учет – часть обычной работы участковых уполномоченных полиции, направленной на предотвращение правонарушений. На практике она превратилась в способ контроля над жизнью и деятельностью «подозрительных», к которым относятся не только лица, освобожденные из мест лишения свободы и имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение тяжких и особо тяжких преступлений (к которым с недавнего времени относятся и преступления экстремистской направленности), лица, состоящие на учете в наркологических медицинских организациях, но и граждане, совершившие административные правонарушения против порядка управления или общественной безопасности на массовых мероприятиях, а также члены «неформальных молодежных объединений».

Реестры граждан и организаций, списки нелояльных

Помимо профучета, российские власти ведут ряд разнообразных списков и баз данных. В них фигурируют «неблагонадежные» люди и организации, а попадание туда гарантирует повышенное внимание правоохранителей, постоянные проверки, задержания и досмотры. Вот только некоторые из них.

Росфинмониторинг публикует перечень организаций и людей, в отношении которых есть сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму. В него включены имена, даты и места рождения, сведения об организациях. Для попадания туда не требуется решения суда о запрете организации или приговора, в него включаются не только осужденные за терроризм, но и подозреваемые в нем. Достаточно позиции прокурора или Минюста о приостановлении деятельности организации или предъявления обвинения или подозрения в совершении преступлений по 22 статьям УК, включая наиболее «популярные» антиэкстремистские составы. На сегодня в перечень внесено 7558 российских граждан, 411 иностранец и 182 организации.

Включение в перечень означает тотальный контроль денежных операций и распоряжения имуществом. Все операции и сделки, стороной которых является лицо, внесенное в список РФМ, подлежат обязательному контролю банками. Если они этого не делают, их наказывает ЦБ. По умолчанию все операции заморожены, но человек может тратить из получаемой им зарплаты 10 тысяч рублей на члена семьи в месяц, а также может тратить получаемые им социальные выплаты. Нередко те, кто включен в перечень, обнаруживают это ограничение постфактум, в результате звонка в банк, когда хотят разобраться, почему операции не проходят.

Конечно же, есть и список НКО – «иностранных агентов», от которых Минюст требует дополнительную отчетность об имуществе, расходовании денег, органах управления. Минюст же ведет списки «нежелательных» (на сегодня их 11) и «экстремистских» (61) организаций. Признание их таковыми автоматически ставит перед органами задачу выявления участников. Когда речь идет о крупных объединениях, под угрозой целенаправленного сбора информации оказываются десятки, а иногда и сотни тысяч человек. Так, после запрета и принудительной ликвидации в 2017 году «Свидетелей Иеговы» в оперативную разработку с перспективной уголовного преследования попали до 150 тысяч ее последователей в России.

С повышенным вниманием властей сталкиваются и группы, которые раньше находились на периферии общественной жизни – например, футбольные фанаты. После внесения в 2016 году поправок в закон МВД стало публиковать списки людей, которым запрещено посещать спортивные мероприятия. На конец июля в перечне 319 фамилий.

Еще одной группой под особым контролем полиции стали школьники. Так, в рекомендациях Минобраза о криминальных субкультурах учителям фактически делегировали функции оперативно-разыскной деятельности в отношении несовершеннолетних с передачей в полицию сведений о частной жизни их и семей. Это означает постановку детей на учет, занесение в различные полицейские базы.

Атака на анонимность. Взломы аккаунтов

В 2016 году российские власти начали активно бороться с анонимностью в интернете. Антитеррористический «Пакет Яровой», обязывающий операторов связи и интернет сервисы в течение 6 месяцев хранить записи переговоров, текстовые сообщения, а также передаваемые по сетям связи изображения, звуки и видео, а в течение года – метаданные, а также передать ФСБ «информацию, необходимую для декодирования принимаемых, передаваемых, доставляемых и (или) обрабатываемых электронных сообщений», мог бы обеспечить полный и бесконтрольный доступ спецслужб ко всем коммуникациям пользователей, если бы не сопротивление некоторых сервисов и технологии end-to-end шифрования.

«Пакет Яровой» в известном смысле продолжил взятый российскими властями еще в 2011-2012 годах курс на национализацию и деанонимизацию Рунета, которая может обеспечить полный контроль над информационными потоками внутри страны.

К тому времени Минкомсвязи уже опубликовало планы, согласно которым, к 2020 году 99% интернет-трафика должно передаваться внутри страны, и действовал «Закон о локализации пользовательских данных», по которому интернет-сервисы обязаны хранить персональные данные россиян на территории России.

Хранить крайне размыто определенные персональные данные отдельно от прочей пользовательской информации неоправданно экономически и несет риск блокировки и привлечения к административной ответственности по произволу Роскомнадзора. Вероятно, расчет был на то, что компании предпочтут перенести всю информацию российских граждан, что в сочетании с обязанностью уведомлять власти о месте хранения данных, значительно упрощало бы спецслужбам доступ к серверам. Однако к настоящему времени большинство наиболее «интересных» с точки зрения слежки сервисов, такие как Google, Facebook, Apple, Twitter, Telegram, WhatsApp, по-видимому, так и не согласились на перенос.

Следующим шагом стали «Закон о мессенджерах» и «Закон об анонимайзерах». Первый предусматривает обязательную идентификацию пользователей по номеру мобильного телефона и возможность блокировки аккаунтов по требованию властей. Второй формально запрещает деятельность сервисов, дающих возможность обходить блокировки, но фактически представляет собой попытку поставить под контроль ФСБ анонимайзеры и VPN-сервисы.

В августе 2017 года Минкомсвязи опубликовало проект требований к оборудованию и программному обеспечению интернет-сервисов, внесенных в реестр организаторов распространения информации. Наибольший интерес представляет перечень сведений о пользователях, которые должны быть доступны ФСБ, контролирующей СОРМ: идентификатор пользователя, дата и время регистрации, дата, время и номер договора (при наличии), никнейм, дата рождения, адрес, фамилия, имя, отчество, паспортные данные, идентификаторы иных удостоверений личности, языки, которыми владеет пользователь, сведения о родственниках, информация об аккаунтах в иных интернет-сервисах, дата и время последнего обновления регистрационной информации, дата и время прекращения регистрации пользователя, информация о факта приема, отправки и обработки текстовых сообщений, изображений, звуков, иных сообщений, информацию об адресатах, произведенных денежных операциях, включая сведения о получателях платежа, платежной системы, суммах, валюте, оплачиваемых товарах (услугах), используемых программах-клиентах, данные геолокации и т.п.

Заметим, что в соответствии с законом от сервисов требуется хранить и передавать спецслужбам не только отправленные и полученные сообщения, но и черновики.

Неопределенность формулировок законодательства, произвольно толкуемого регулирующими органами, привела к тому, что интернет-сервисы оказались перед выбором между защитой своих пользователей и сотрудничеством с российскими властями, которые постоянно усиливают давление и предъявляют все новые и новые требования. Ключевым пунктом в отношениях сервисов, пользователей и власти стала анонимность, потеснившая блокировки «незаконного» контента.

Как показывают опросы общественного мнения, большинство россиян пока не слишком заботятся о сохранении приватности. По данным Левада-Центра, 49% опрошенных не беспокоятся о том, что посторонние могут получить доступ к их данным, передаваемым через интернет или телефонные сети, а 41% положительно оценивают идею запрета использовать никнеймы в интернете.

Однако для гражданских активистов, независимых журналистов и представителей политической оппозиции отказ интернет-компаний от сотрудничества с российскими властями, а также устойчивость к взлому становится фактически единственной гарантией безопасности и ключевым фактором, обусловливающим выбор сервиса.

Не имея доступа к зашифрованной переписке пользователей, властям, по-видимому, приходится пользоваться услугами хакеров, прибегая к взломам и фишингу. Так, 11 октября 2016 года Google и «Яндекс» предупредили несколько десятков активистов, журналистов и сотрудников НКО о попытке взлома их аккаунтов «проправительственными хакерами».

Заключение

Выстроенная система контроля над гражданами включает в себя систему регистрации по месту пребывания и жительства, контроль перемещений, электронную слежку, прослушивание телефонных переговоров и контроль корреспонденции, ведение различных реестров и баз профилактического учета отдельных категорий лиц, административный надзор и др.

Используются и явно криминальные методы. Несмотря на создание правовых условий для сбора информации практически обо всех жителях страны, есть масса свидетельств технической и финансовой неспособности властей их собирать, хранить и тем более качественно обрабатывать. Понимание этого побудило их принимать решения о более тщательном сборе и обработке информации в отношении определенных групп.

С этим, прежде всего, авторы доклада связывают такое увлечение российских правоохранительных и контролирующих органов всякого рода «черными списками», а также в целом делегированием полномочий по контролю, отслеживанию и наполнению соответствующих баз данных негосударственным субъектам – операторам связи и интернет-провайдерам, банкам, транспортным компаниям, образовательным учреждениям. Тем, кто, с одной стороны, обладает доступом к соответствующей информации, а с другой – сильно зависим от государства, так как существует на бюджетные средства, либо в силу необходимости получать лицензии, разрешения, доступ на рынок.

Наиболее наглядным примером этого является, пожалуй, упоминавшийся выше «Пакет Яровой». Власти в условиях экономического кризиса явно не готовы брать на себя огромные расходы, требуемые для реализации всего комплекса мероприятий по электронной слежке за гражданами, которые по разным оценкам могут составить от 130 млрд53 до 10 трлн54 рублей. В результате обязанности по сбору и хранению трафика делегированы операторам связи и интернет-сервисам, которые тоже совсем не рады такому «подарку», и уже начали поднимать цены на услуги55. То есть фактически гражданам предлагают самим оплатить возможность спецслужб читать их переписку и просматривать интимные фотографии – своего рода «налог на слежку». При этом, поскольку уже в настоящее время больше половины мирового интернет-трафика передается в зашифрованном виде, власти, даже имея доступ к эксабайтам пользовательской переписки, вынуждены требовать от владельцев сервисов предоставить им «ключи шифрования».

Осознавая ограниченность ресурсов, государство ориентируется на более тщательную работу с конкретными группами. При этом от некоторых списков, не показавших ожидаемой эффективности, власти готовы отказываться, как это произошло, к примеру, с реестром блогеров.

Все это позволяет концентрировать ресурсы вокруг различных «групп риска», при необходимости включая в них лиц, представляющих целевой интерес, и держа под контролем население в целом. Само существование таких «черных списков» граничит с нарушением конституционных прав, прежде всего, презумпции невиновности и запрета дискриминации.

В результате службы безопасности многочисленных коммерческих структур, состоящие, как правило, из бывших сотрудников правоохранительных органов, передают сведения о сотрудниках и клиентах силовикам, учителей начальство ориентирует на сбор информации о школьниках, интернет-провайдеры следят за трафиком пользователей.

Кроме того, российские власти, собирающие и хранящие все больший объем информации о гражданах, мало заботятся об их безопасности. В результате все чаще возникают ситуации, при которых пользовательские данные оказываются в открытом доступе.

Нередко информация об определенных лицах, прежде всего, политических активистах, популярных блогерах и журналистах сознательно передается представителям неформальных силовых объединений или государственных медиа. В первом случае для проведения акций устрашения, во втором – съемки пропагандистских сюжетов. Объектами таких нападений становились в разное время участницы группы Pussy Riot, политик Алексей Навальный и сотрудники Фонда брьбы с коррупцией, популярный блогер Илья Варламов, журналистки Диана Хачатрян и Елена Костюченко, Ассоциация ГОЛОС и Команда 29».

Полностью здесь