Posted 22 июня 2019,, 09:44

Published 22 июня 2019,, 09:44

Modified 7 марта, 15:57

Updated 7 марта, 15:57

«Надоело вранье!» Что важнее для России сегодня – мораль или экономика

«Надоело вранье!» Что важнее для России сегодня – мораль или экономика

22 июня 2019, 09:44
В социальных сетях активно обсуждается вопрос: какого рода претензии выдвигает, которые выдвигает к власти общественность, важнее - экономические или нравственные

О том, как рождается нравственный протест написал в своем блоге аналитик Серей Лукин:

«Репрессивное законодательство против любых политических организаций повышает риски организационной деятельности. Пока эти риски выше ожиданий от эффекта организации, скорее всего, желающих заняться этой деятельностью будет не так много. Как только стихийно появится пример успешной организации, когда эффект превысит риски, так сразу же это практика распространится через конформистскую передачу по всему политическому пространству.

Идея для консолидации есть. Это реализация нравственных начал. Ярким примером является запрос на справедливость, требование, работающих социальных лифтов, протест против несправедливого неравенства, требование сокращения неравенства богатств, выступления против пыток, активный ненасильственный протест - всё это признаки моральной революции. Скорее всего, причиной её является то, что писал Инглхарт (Рональд Инглхарт - американский социолог и политолог, создатель социологической теории постматериализма, прим.ред)

Российские граждане, немного наевшись, стали переходить от ценности безопасности к ценности морали. Проблемы жратвы несколько ушла на второй план, сразу же образовалось пустое пространство, куда потекла самореализация. Она требует свободного пространства без перманентного насилия как в примитивных группах. Перестав тратить время в погоне за едой и шмотками добропорядочные граждане стали его тратить на что-либо другое, не связанное с выживанием. Представьте себе гражданина - язык на плече, задыхается, вечно в беготне, кругом от других ждет опасности и вреда, что отберут или попытаются отобрать авоську со сморщенной картошкой. И тут он останавливается и видит, что солнце светит не только блатным, что есть граждане, которым его картошка не нужна, что он не один такой.

Волей - неволей, после остановки начинается ломка и поиск других интересов. Для них тоже нужно пространство, оно может существовать только усилием людей, посредством постоянно вспыхивающей коммуникации. А тут оказывается, тиграм не докладывают мяса, дети в детдомах страдают от депривации, стариков лишают дееспособности и загоняют в концлагеря, заключенных в сизо и лагерях пытают, людям отказывают в паллиативной помощи, президурик ведет войну, где гибнут люди, а его подельники грабят страну, Ивану Голунову подбросили наркоту.

Увидев, что социальное пространство пронизано аморалкой, возникает требование нравственного поведения от всех, в том числе от власти. Это революция, она происходит здесь и сейчас, она реализуется в пространствах между ушами, через коммуникацию выплескивается в социальное пространство и становится реальностью. В какой-то точке самоорганизация дополнится организацией, скорее всего при помощи опрокидывающего голосования начнется медленная смена инкумбента. Россия стоит на пороге транзита власти и собственности. Проблема в том, что они спаяны, а значит есть основание торга между гражданским обществом: вы нам по частям отдаете власть, мы недолго терпим транзит вашей собственности...»

***

Между тем, идея морального протеста вовсю обсуждается отнюдь не только в социальных сетях. Вот что написал в своем блоге социолог Сергей Белановский:

«Пару недель назад в Вильнюсе состоялся форум оппозиции, уж простите, не помню, как он точно назывался. Присутствовало более 400 человек.

Как всегда на таких форумах были выступления интересные, были менее интересные. Но одно, что называется, поразило меня стрелой в самое сердце. Автор высказывания - Марат Гельман. Суть высказывания: политический протест переродился в нравственный. Вот это да! Как мы могли этого не увидеть? Да все наши фокус-группы букально кричат об этом.

Правда, на мой взгляд Марат в качестве пояснения своей мысли привел в примеры протесты против мусора или строительства ненужного храма в Екатеринбурге. Может быть, что-то еще. В этих протестах есть нравственная составляющая, но все же я назвал бы их социальными ("наших детей травят канцерогенами со свалки").

Что такое нравственный протест? Вспоминаю абсолютно реальную историю далеких советских времен (70-е годы). Завод. Партия объявила о повышении зарплаты народу. И вот рабочим некого завода объявляют: мы повышаем вам тарифную ставку, но пропорционально поднять зарплату не можем. Поэтому мы понизим вам тарифные разряды, и ваша зарплата не пострадает. Это произвело шоковое впечатление на рабочих. Один из них пришел в отдел труда и зарплаты и сказал "Что вы делаете?". Ему ответили: "Чего ты возмущаешься, ведь зарплата у тебя не пострадала". Рабочий: "Вы что, не понимаете? Мой четвертый разряд - это мой паспорт (от себя бы добавил: это как воинское звание). Я годами его нарабатывал, экзамены сдавал. А теперь вы переводите меня на третий разряд. Зарплата, говорите, не пострадает. Да на кой она мне, ваша зарплата! Мне мое звание дороже!"

Как раз в это время по всей стране началось разложение тарифной системы. Отчасти это видно по моим производственным интервью, особенно интервью снабженца. Но это отдельная тема. В 70-е годы еще оставались "динозавры", которых это разложение еще не коснулось. Вот в приведенном при мере видно, как его добили. Выйдя из отдела ЗП, он в сердцах сказал: "Мне теперь все равно. Буду халтурить, как все. Меня все эти дела больше не касаются".

Кто придумал эту систему омерзительного обмана, когда она начала расцветать - теперь уже сказать трудно. Но это не единичный эпизод. Уже тогда это было массовым явлением, оно планово проводилось по отраслям. И сейчас продолжается. Можно провести фокус-группы, а можно просто посидеть на даче. Эффект одинаков, и все говорят одно и то же.

Зачем далеко ходить? Автора этих строк вызвали и попросили подписать бумагу: оклад увеличивается, надбавка снижается, итог остается неизменным. Правда, эта часть зарплаты невелика, основная зарплата начисляется от участия в проектах. Эту часть не затронули. Должность сохранили. Так что и в самом деле жаловаться не на что. Я пожал плечами, подписал и ушел без особых эмоций, скорее удивленный. Дальше, чтобы далеко не ходить. Анастасия Никольская. Работала преподавателем ВУЗа на 0,5 ставки. Ее известили, что при той же загрузке ее переводят на 0,3 ставки. И зарплату даже чуть-чуть повысили. Что тут было сказать? Тоже пожала плечами, подписала и вышла.

Но это случаи какие-то скорее анекдотические, чем зловредные. А вот на даче, особенно когда все выпьют, можно и не такое услышать. Страшно недовольны врачи, полицейские, учителя. У полицейских - постоянные усиления, и никаких прибавок к зарплате. Врачей надо опросить дополнительно, с голоса не запомнил. Везде - огромное количество бумаг, а ведь это нагрузка, которая никак не оплачивается. И так во всем Надо проводить исследование, чтобы составить список.

Казалось бы, основная претензия ясна, и она экономическая - больше бесполезной работы, которую к тому же еще и не оплачивают. А вот и нет. Главная претензия - ВРАНЬЕ. Зачем сказали, что повысят зарплату, а сами повысили тариф или оклад, но снизили ставку? И ведь за язык никто не тянул, сами пообещали. Зачем обещали?

Мы уже давно обратили внимание, что люди на фокус-группах говорят про рост цен, трудность найти работу, выражали недовольство, но как-то вяло. А вот вранье всегда вызывало бурные эмоции. Низкие зарплаты шли как вагонами за паровозами: они нам врут, а нам детей в школу собирать не на что.

Очень показательная картинка. Кажется, я ее уже описывал, но сейчас уж очень к месту. В левом углу стоит человек в королевской короне с раздутым животом, набитом долларами. Я сначала подумал, что он беременный этими долларами (непонятный какой-то образ), а затем понял: он ими просто обожрался.

Перед "королем" широкая река и на ней крупными буквами написано ВРАНЬЕ. А дальше на другом берегу народ в виде каких-то насекомых. И, между прочим, если говорить об олигархах, то с чисто экономической точки зрения образ довольно точный.

Что делать? Прежде всего, сменить персональный состав лиц во власти. Эти лица уже никогда не восстановят свой рейтинг и моральный авторитет. Нужны люди с незапятнанным моральным авторитетом. Как Зеленский. Хорошие и авторитетные профессионалы, пусть даже не в области государственного управления. Возможно, они будут совершать ошибки. Возможно, благосостояние вырастет лишь лет через 20, если не больше. Самый терпеливый в мире народ это, наверное, стерпит. Особенно если поверит, что ему нарисовали честную перспективу. А вот вранье... не знаю...»

"