Posted 22 апреля 2020, 12:08
Published 22 апреля 2020, 12:08
Modified 7 марта 2024, 14:50
Updated 7 марта 2024, 14:50
О том, как пандемия, сперва дав повод для взаимных претензий между Москвой и Минском, затормозила решение насущных проблем, стоявших перед ними, пишет на сайте Московского Центра Карнеги журналист Аркадий Шрайбман.
Эксперт напоминает о том, что Россия и Белоруссия так и не углубили процесс интеграции за последнее время, затеяв вместо этого нефтяную войну. Правда, пандемия, усугубившая падение нефтяных цен позволила, наконец, сторонам договориться между собой, но только потому, что теперь спор этот выглядит незначительным на фоне глобального кризиса.
Не улучшило отношений и тот факт, что Россия закрыла границу с Белоруссией безо всякого предупреждения и обсуждения, что сильно затруднило возвращение белорусов из-за границы. Посольству Белоруссии пришлось даже возить своих граждан из одного аэропорта Москвы в другой, чтобы те смогли улететь в Минск, пока это было возможно. Понятно, что это не понравилось Лукашенко, который обрушился с критикой на слюзную Россию, упоминая и о том, что там эпидемическая ситуация гораздо хуже. Российская пропаганда не преминула в ответ высмеивать и белорусские меры по борьбе с коронавирусом, и самого Лукашенко.
Между тем, в Белоруссии карантин не введен до сих пор, массовые мероприятия не отменены, футбольный чемпионат продолжается как ни в чем не бывало, а сам президент дает советы, как лечить болезнь народными средствами.
Пугает Минск и то, что в российских соцсетях то и дело появляются советы Кремлю «спасти братский народ от гибели». Белорусы в долгу не остаются и высмеивают Россию за очереди в метро и гибель бизнеса. Все это отменяет взаимопомощь стран по борьбе с инфекцией. Доходит даже до того, что в ответ на совершенно справедливую критику Лукашенко по поводу некачественных российских тестов, бойкий депутат Госдумы Онищенко стал наставлять, чтобы тот лучше учил белорусских крестьян пахать и сеять.
Зато вместо российской Минск получает теперь помощь китайскую и узбекскую, а также просит деньги у мировых и европейских банков, к Москве даже не обращаясь. Все это ясно свидетельствует о том, что ни о каком улучшении отношений речи пока идти не может. Даже парад Победы, который мог бы посодействовать этому, отменен.
Более того, Минск теперь будет оспаривать и цены на российский газ, которые значительно снизились для Европы, несмотря на то, что контракт уже давно подписан, и вряд ли «Газпром» в нынешней ситуации пойдет навстречу. Тут Белоруссия должна либо смириться, либо начать недоплачивать дочерним компаниям «Газпрома» в стране, угрожая его инфраструктуре.
В этой связи не стоит забывать, что через год заканчивается срок аренды российских военных объектов в Белоруссии – узла связи ВМФ Вилейка и радиолокационной станции «Волга» и следует уже начинать переговоры о продлении. В условиях того, что Лукашенко начинает летом свою предвыборную кампанию, он вполне сможет использовать эту проблему для решения газовой.
Все это создает атмосферу стратегической неопределенности в отношения между странами, занятыми борьбой с внутренним врагом - эпидемией, а не спорами друг с другом. И пока неясно, когда на смену старым формам поиска консенсуса придут новые, договорятся ли союзники снова, или же разойдутся наконец, каждый в свою сторону.