Posted 22 апреля 2019, 09:04

Published 22 апреля 2019, 09:04

Modified 7 марта, 15:50

Updated 7 марта, 15:50

Пока без крови: перемены в Судане начались мирно

22 апреля 2019, 09:04
В Судане военные предусмотрительно и продуманно настаивали на мирном характере многомесячных массовых протестов, чтобы, как выяснилось, в итоге самим в подходящий момент сместить президента Омара аль-Башира.

Евгений Бень

При этом организаторы смены власти избежали характерного для подобных обстоятельств расслоения в среде военных и силовиков, чреватого началом кровопролития.

При свергнутом президенте Судан потерял часть нефтяных месторождений на территории отделившегося при открытой поддержке США Южного Судана. В последние годы экономика Судана в целом слабела, что вызвало повышение цен не только на хлеб и топливо, но на большинство других жизненно важных товаров. И такое положение в стране превратило протестные настроения в массовые, чем и воспользовались военные.

11 апреля первый вице-президент и министр обороны Судана Ахмед Авад бен Ауф сообщил об аресте президента и роспуске правительства. В стране был создан Временный военный совет во главе с бен Ауфом. Военнослужащие приостановили действие конституции, объявили о начале переходного периода, ввели чрезвычайное положение и комендантский час. На следующий день бен Ауф ушел с поста главы военного совета. Его новым руководителем был назначен главный инспектор вооруженных сил, бывший начальник генштаба сухопутных войск страны Абдель Фаттах аль-Бурхан.

Сейчас гражданские протестные силы Судана ведут переговоры с членами Временного военного совета, захватившего власть в стране, как проинформировал телеканал Sky News Arabia.

На пресс-конференции в Хартуме лидеры альянса «За свободу и перемены» заявили о том, что на данном этапе не против дальнейшего функционирования сформированной военными для управления государством структуры и готовы ей содействовать: «Мы согласны на то, чтобы военный совет продолжил править страной при наличии гарантий его переформирования в дальнейшем в приемлемый гражданский орган».В свою очередь профсоюзы Судана предлагают создать управляющий государством гражданский (президентский) совет в составе девяти человек из представителей «революционных сил» и армии, который «будет выполнять функции главы государства».

Новые и старые проблемы Омара аль-Башира

Между тем низложенный экс-президент Судана 75-летний Омар аль-Башир ныне подозревается в отмывании денег и нарушении закона об иностранной валюте, как сообщила суданская газета Al-Ahdath News. Входе проведенного у него дома обыска было обнаружено около 113 млн долларов в разной валюте, которые переданы в казначейство Центрального банка Судана. Еще до того аль-Башира перевели в центральную тюрьму Кобер на севере столицы вместе со многими руководителями исламистского движения, а также подозреваемыми в коррупции чиновниками, включая функционеров бывшей правящей партии «Национальный конгресс».

Во время 30-летнего правления аль-Башира происходила исламизация институтов власти, шла гражданская война в Южном Судане, закончившаяся государственной независимостью преимущественно христианского юга. При аль-Башире произошли кровопролитный конфликт в Дарфуре, унесший жизни до 300 тысяч человек, и жестокое противостояние в Южном Кордофане.

С 2007 года Судан находится под санкциями США, Евросоюза и ООН, что отразилось на состоянии экономики этой страны. Президент Омар аль-Башир крайне не нравился на Западе. В 2008 году Международный уголовный суд выдал ордер на арест аль-Башира по обвинению в этнических чистках в Дарфуре. Однако Лига арабских государств и Африканский союз в тот период сочли это судебное решение неприемлемым.

Приоритеты Судана последних лет

Председатель КНР Си Цзиньпин в 2018 году в Пекине принял президента Судана Омара аль-Башира. Китайский лидер приветствовал участие Судана в «Одном поясе и одном пути» – проекте Китая, охватывающем большую часть Евразии, соединяя развивающиеся и развитые страны. На территории реализации проекта сосредоточены богатые запасы ресурсов, проживает 63% населения Земли, а предположительный экономический масштаб составляет 21 трлн долларов. Си Цзиньпин подчеркнул ожидание Пекином достижения нового прогресса в двустороннем сотрудничестве с Хартумом в сфере энергетики и сельского хозяйства.

В 2017 году Омар аль-Башир встретился в России с президентом России Владимиром Путиным. Аль-Башир просил открыть российскую военную базу в районе города Порт-Судан. В день финала прошлогоднего чемпионата мира по футболу аль-Башир приехал в Москву. Обсуждалась возможность поставок в Судан вооружений. Готовились контракты на добычу золота, природного газа. В декабре прошлого года Хартум подписал соглашение с российскими компаниями о строительстве нефтеперерабатывающего завода. РЖД вела переговоры по модернизации суданских железных дорог. Росатом и ведомства Судана заключили соглашение о строительстве АЭС.

В то же время, согласно мнению российского востоковеда Евгения Османова, «аль-Башир был не столько пророссийским, сколько прагматичным политиком. Как и многие восточные и африканские деятели, он пытался играть на противоречиях и трениях Запада и России и поддерживал нас, пытаясь одновременно получить и некие преференции от Запада».

Что ждать от смены власти?

Как сообщил Reuters со ссылкой на источник в Белом доме, Судан, входящий в американский список спонсоров терроризма с 1993 года, теперь может быть исключен США из списка, если власть в этой стране будет передана мирным путем.

В свою очередь британский посол в Судане Ирфан Сиддик подчеркнул, что его страна поддерживает Временный военный совет в его стремлении обеспечивать безопасность в Судане, и что Великобритания поощряет любое развитие Судана и его продвижение вперед в различных сферах. Посол Евросоюза в Хартуме Жан-Мишель Дюмонд пообещал предоставить все необходимое для успешного переходного периода.

Аль-Башир в 2016 году принял сторону Саудовской Аравии в ее конфронтации с Ираном, а затем в 2017 году в Сочи он заявил телеканалу Russia Today, что не поддерживает арабскую войну против Ирана. Тем самым суданский президент дистанцировался от Саудовской Аравии и от Объединенных Арабских Эмиратов, хотя подавляющее большинство суданцев-мусульман – сунниты, как в этих странах, а не шииты, как в Иране. Сейчас саудиты и ОАЭ выразили поддержку Временному военному совету Судана, который сместил с поста президента. Об этом поставило в известность государственное Саудовское информационное агентство. Отмечено, что саудовский король Салман ибн Абдул-Азиз Аль Сауд издал указы представить восточноафриканской стране гуманитарную помощь, в том числе топливо, зерно и лекарственные средства.

И для США, и для Великобритании, и для Саудовской Аравии Судан, безусловно, важен с точки зрения его энергоресурсов, в геополитическом и военно-стратегическом отношениях. Не следует забывать и о братоубийственной войне и хаосе, которые последовали в Ираке, Ливии и Сирии после свержения там первых лиц в результате откровенного иностранного вмешательства. В Судане же власть сменилась без интервенции, а потому след от такого вмешательства – не столь явный. Ситуация там на сегодняшний день даже, не исключено, склоняется к постепенной стабилизации и переводу происходящего в правовое поле: генеральный прокурор Судана распорядился сформировать специальную комиссию, которая возьмет на себя функции контроля за коррупцией и растратой государственных средств, о чем передал телеканал Al Arabiya.

Едва ли кто-то рискнет высказать сомнение по поводу того, что в Судане поезд аль-Башира уже ушел. Возможно, те, кто теперь у власти в Хартуме, смогут в дальнейшем сохранить единство страны, а в ряду разно-векторных интересов взаимо выгодные отношения с Москвой. Во всяком случае Россия сдержанно реагирует на суданские перемены, а замглавы МИД Михаил Богданов провел в Хартуме переговоры с руководством Временного военного совета. Заместитель постпреда РФ при ООН Дмитрий Полянский заметил:«Мы будем очень осторожны – и не будем принимать какую-либо сторону. Нужно действительно разобраться, что произошло. Россия была и останется другом Судана». Выступая на заседании Совета Безопасности, дипломат напомнил, что у СБ нет мандата обсуждать развитие внутриполитических процессов в Судане.

Подпишитесь