Posted 22 марта 2019,, 14:39

Published 22 марта 2019,, 14:39

Modified 7 марта, 16:17

Updated 7 марта, 16:17

Россия – не Казахстан: транзит власти у нас будет иным

Россия – не Казахстан: транзит власти у нас будет иным

22 марта 2019, 14:39
Несмотря на внешнее сходство ситуаций в двух соседних странах, решение Путина о своем будущем зависит от совершенно других факторов

Отставка Назарбаева отозвалась в России и тем, что подняла волну гаданий о будущем Путина, - пишет на сайте Московского Центра Карнеги политолог Татьяна Становая.

К тому же, о возможности его ухода на пост главы Совета безопасности с сохранением функций стратегического управления страной, говорилось и раньше.

Однако этот вопрос следует рассматривать в другом контексте, считает эксперт.

Да, сходство между нынешним казахстанским и будущим российским транзитом, есть: Назарбаев ушел не на совсем, а возглавил Совет безопасности, сохранив лидерство в партии власти и лидера нации, гарантировав тем самым безопасность себе и семье, а также страхуясь от возможных ошибок преемника.

Если Токаев не справится, его сменит дочь Дарига, ставшая спикером Сената, вторым человеком в иерархии.

Но у этого эксперимента есть и свои особенности, которые вряд ли подойдут российскому президенту.

Во-первых, Путин на 12 лет моложе Назарбаева и вполне может считать того последователя Ельцина, который передал власть заранее подобранному преемнику. То есть в деле транзита Россия уже давно обогнала своего соседа.

К тому же, Путин совсем не ощущает себя «отцом нации», у него иная психология. Его можно назвать менеджером, геополитическим предпринимателем, авантюристом, но только не отцом нации. Он давно дистанцировался, причем не только от народных проблем, но даже и от элит, полностью слившись с государством, сохранение которого, как ему видится, обеспечивают благополучие и элит, и самого народа. И в этом он коренным образом отличается от Назарбаева.

Во-вторых, у Путина, в отличие от его бывшего казахстанского коллеги, нет главного атрибута «отцовской модели» – семьи. Кроме Дариги Назарбаевой, которая сможет подстраховать транзит и занять президентское кресло, у Назарбаева три дочери, восемь внуков и пять правнуков, и все они отлично встроены в систему распределения власти и общественных благ.

А Путин одинок, он развелся, женившись на России, как убеждает нас Дмитрий Песков. У его дочерей, которых обсуждаются только в оппозиционной и западной прессе, в российской политике жизни нет, а стало быть нет семейной страховки и у Путина.

К тому же, президент России не сможет получить надежных гарантий безопасности без кардинальной переделки под себя всей системы власти, как это делается в восточных традиционных обществах. Да он, кажется, и не стремится продлевать под себя свой режим.

Вряд ли он сильно впечатлился узбекской историей, когда дележ власти после смерти Каримова скверно закончились для президентской семьи. В этом смысле, Путину защищать практически нечего. А потому он заботится не о неком семейном бизнесе, а Крыма, или о сирийской проблеме, о суверенитете России в конфронтации с Америкой и НАТО. Ради своей роли в истории, он скорее всего и готов пожертвовать всем «земным».

Захочет остаться – просто уберет ограничение в 2 срока без лишних хлопот и реформ. Захочет уйти – легко найдет себе место в адаптированной для этого системе. Так что вряд ли при перераспределении власти понадобятся какие-то кардинальные Конституционные реформы.

Зато теперь у Кремля есть возможность пристально понаблюдать за экспериментом в Казахстане: как поведут себя элиты - силовики и бизнесмены, что станет с партией власти, как будут меняться настроения в обществе.

К тому же шаг Назарбаева способен сбить «транзитную» волну и у нас, поскольку путинский уход обсуждается слишком активно. Вполне возможно, что в противовес начнутся разговоры о том, что Путин вовсе не намерен никуда уходить.

Следует понимать также, что с точки зрения самого Путина, российский режим может отлично справиться и без него, что не существует никакого «ручного управления», о котором любит рассуждать оппозиция. Путин часто давал понять то, как он видит будущее: сильная президентская власть, конструктивная и зрелая оппозиция, политически ответственная элита и так далее. И вовсе не кажется, что он сильно опасается крушения этой системы после своего ухода.

Главной же его заботой будет не исправно работающая система, а выбор преемника, который сможет править либо под приглядом Путина, либо полностью самостоятельно. А поскольку Путин человек осторожный, то и уход его будет постепенным, и транзит тоже.

Вариантов тут несколько, но все они будут мало схожи с казахстанским, поскольку и политические традиции, и структура элит и общества, геополитические реалии и логика управления - иные.

"