Posted 21 декабря 2021, 12:48
Published 21 декабря 2021, 12:48
Modified 7 марта 2024, 12:54
Updated 7 марта 2024, 12:54
Европейский рынок газа снова оказался во власти паники на фоне сокращения поставок из России в условиях, когда по ключевым странам ЕС ударила волна арктического холода, пишет сетевое издание Finanz.
Цены январских фьючерсов на газ нидерладнского хаба TTF во вторник поднялась выше 2000 долларов за тысячу кубометров и достигла нового исторического рекорда, превысив предыдущий максимум, установленный 6 октября.
Как и тогда, взрывной рост цен происходит на фоне остановки трубопровода «Ямал-Европа» - ключевой газовой артерии, которая проходит через Белоруссию и Польшу и снабжает потребителей в Германии сырьем с западносибирских месторождений.
Еще на прошлой неделе «Газпром» прекратил бронировать мощности этого транзитного маршрута, а во вторник прокачка газа по нему опустилась до нуля. Более того, утром труба мощностью 33 млрд кубометров в год была переключена в реверсный режим и качает газ из Германии в Польшу, а не наоборот. (…)
В середине месяца компания приняла решение снова повернуть вентиль после того, как Федеральное сетевое агентство ФРГ заявило, что не ждет одобрения «Северного потока-2» в ближайшие полгода, а главы МИД Анналена Бербок и вовсе объявила проект непригодным к сертификации.
Эксперты канала Proeconomics уверены, что эти события означают начало войны России с НАТО, пока что гибридной:
«Россия решила окончательно расшатать энергетический рынок в Европе.
Физический поток газа по газопроводу Ямал-Европа в Германию приостановлен.
Газопровод из России идёт через территории Белоруссии, Польши и Германии со средней пропускной мощностью 600 млн. кубометров в неделю. Уже в конце ноября Газпром заказывал на суточных торгах только треть от предлагаемых мощностей газопровода Ямал-Европа - 31 млн. кубометров в сутки, всего в ноябре по этому маршруту поставлено лишь 1,15 млрд. кубометров. Сейчас газопровод и вовсе встал.
На этом фоне спотовые цены на газ в Европе превысили $1,8 тыс. за тысячу кубометров. И трейдеры, и власти европейских стран понимают, что газа до окончания зимнего сезона им может не хватить. Энергетический кризис в 2022 году нанесёт ущерб европейским потребителям в размере 350 млрд. евро, заявил министр окружающей среды и энергетики Греции Костас Скрекас на совете министров окружающей среды ЕС в Брюсселе.
Отбор газа в европейских хранилищах в ноябре 2021 года составил 11,2 млрд. кубометров, в прошлом году отбор в ноябре был 8,5 млрд. кубометров. По данным на начало декабря, ПХГ (подземные хранилища газа) Европы были заполнены на 66,7%, или около 69 млрд. кубометров. Это на 22 млрд. кубометров меньше, чем годом ранее, и на 18 млрд. кубометров меньше, чем в среднем за последние пять лет.
В Европе уже называют сложившуюся ситуацию «гибридной» войной России – переносом политики в экономику.
Россия использует энергетические ресурсы как инструмент политического влияния. Об этом заявил верховный представитель ЕС по внешней политике и безопасности Жозеп Боррель.
По его словам, Россия выполняет свои обязательства по поставкам газа, однако «многие считают, что отказ увеличить объемы экспорта в Европу или заполнить принадлежащие «Газпрому» хранилища — это средство для оказания давления на ЕС» и, в частности, для обеспечения нормативного лицензирования «Северного потока 2».
Боррель также отметил, что Еврокомиссия «не считает этот проект приоритетным», он должен соответствовать требованиям европейских нормативных актов, в связи с чем продолжает оставаться предметом обсуждения.
Россия в перспективе хочет как минимум сильно сократить транзит газа не только через Украину, но и Польшу – двух стран, чья политика в наибольшей мере раздражает Кремль. Заменить этот транзит теоретически может «Северный поток – 2», а далее – и поставки СПГ от НОВАТЭКа и Газпрома (тем более что они выйдут на более дорогой рынок спотового газа, т.е. краткосрочных контрактов). Весь год Россия как может говорит ЕС «скорее сертифицируйте и запускайте СП-2».
Но есть другой вопрос: согласится ли Европа иметь в партнёрах газового шантажиста? В краткосрочной перспективе – до 5-6 лет – Европа (в первую очередь Центральная и Восточная Европа) не сможет заменить российский газ. Но далее она сможет постепенно диверсифицировать поставщиков газа (в первую очередь по СПГ), наращивать ВИЭ, снова возродить программу АЭС. Т.е. в среднесрочной перспективе Россия может больше потерять, чем выиграть от выкручивания рук европейским партнёрам…»
Однако, есть и другое мнение: эксперты канала Методичка считают, что эти события заставят Европу одуматься:
«Как известно, гражданское оружие бывает холодным, огнестрельным, пневматическим, сигнальным и, среди прочего, газовым. Газовое оружие обычно воспринимается без должной серьёзности. А зря. Вероятно, именно так подумал «Газпром» и накануне недели больших холодов в Европе забронировал минимальные мощности на прокачку газа по нитке «Ямал - Европа». Просто чтоб было.
И сразу началась суета – цены на голубое топливо снова поползли вверх, большие и мелкие страны заметались в русофобской истерике. Хотя, если разобраться, причин для паники нет. Газовые хранилища в Центральной Европе вполне могут компенсировать недостаток прокачки ещё почти 3 недели, по морским путям в порты исправно и регулярно идут СПГ-танкеры «Новатэка», да и Северный поток (который номер 1) исправно работает. А вот второму Северному потоку работы не дают, ссылаясь на то, что после ухода Меркель Россия должна стоять в общей очереди, дожидаясь, пока позовут. Пётр Первый прорубил окно в Европу, Путин использует пятничный ультиматум как окно возможностей.
Стало общим местом сводить запросы Кремля к контролю постсоветского пространства и праву бить своих, чтоб чужим лучше жилось. В то же самое время тот же Кремль очевидно тошнит от необходимости таскать на себе режим Лукашенко со всеми прилагающимися рисками. И Европа в этом никак не помогает. Ведь специально построили две ветки в обход проблемных транзитёров – так ведь нет же, какой бы ни был людоед Лукашенко, а «Северный поток - 2» сертифицируют только в июне (и то – не факт). Ну раз не хотите помочь с батькой, Россия сделает сама и по-своему. Померзнете немного, может быть, соображать лучше начнете…»