Posted 21 декабря 2018, 16:45

Published 21 декабря 2018, 16:45

Modified 7 марта, 16:13

Updated 7 марта, 16:13

Играя в монопольку: национальные особенности цифровизации учебников

21 декабря 2018, 16:45
Монополизация рынка учебных пособий препятствует притоку частных инвестиций в современные технологии в сфере образования.

Ситуация с развитием среднего образования на основе цифровых технологий сравнима с зависимостью экономики от нефти. Как «сырьевая игла» стала естественным препятствием для продвижения высокотехнологичных отраслей, так и оформившаяся монополия отдельных издательств на рынке школьных учебников может превратиться в барьер для инвестиций в цифровизацию образовательного процесса.

По информации «Коммерсанта», доля издательства «Просвещения» на рынке составляет уже 72 процентов, а в результате последних решений министерства просвещения может вырасти и до 90 процентов. В начале декабря научно-методический совет по учебникам при министерстве просвещения (НМС) решил изменить федеральный перечень учебников в пользу издательской группы В. Узуна. Вердикт был вынесен на основе дополнительной экспертизы Российской академии образования (РАО) и предполагает значительное сокращение перечня школьных учебников, оставляя практически только те, что выпускает издательство «Просвещение».

Как сообщила газета «Коммерсант», «в числе получивших в рамках «дополнительной экспертизы» отрицательные отзывы только 33 учебника (11%) издаются «Просвещением» и аффилированными с ним издательствами. При этом, например, издательства, входящие в конкурирующую с ним корпорацию, получили 113 таких отзывов (почти 40% от общего числа). Таким образом, монополист отныне почти полностью контролирует отечественный рынок учебников ценой в 25-30 миллиардов рублей – при том, что прибыльность издательства в отсутствие сильной конкуренции достигла максимальных показателей в 38 процентов.

Подобный бизнес не нуждается в рисках и не имеет стимулов к участию в венчурных проектах, которыми являются планы по цифровизации образования. Казус монополизации на рынке учебников столь же опасен для будущего страны, как и фактор сырьевой зависимости: оба явления провоцирует инерцию и становятся ощутимой помехой для движения на новые рубежи развития. По данным исследования компании «Нетология групп», рынок электронного контента для школьного образования в России оценивается всего в 200 млн. рублей, что несопоставимо с общим показателем стоимости рынка бумажных учебников.

Такой явный перекос свидетельствует о том, что монопольное положение определенных компаний и связанные с этим преференции стреножат процессы инвестирования в образовательную цифровизацию. Не зря эксперты Центра общественно-политических проектов (ЦОПП) указывают на рассогласованность нацпроектов по образованию и цифровой экономике, которая тормозит исполнение поставленной президентом задачи по выведению РФ в топ-10 стран по качеству школьного образования.

Между тем, на недавнем заседании Совета по развитию гражданского общества и правам человека президент выразил обеспокоенность монополизацией рынка школьных учебников, заявив, что «единый учебник – это неэффективно, а унификация учебников - это процесс, который вызывает серьезные сомнения». Президент также отметил, что «учебники сегодня – это бизнес, и это необходимо приостановить, от этого необходимо избавиться».

На этом фоне выясняются скандальные подробности оптимизации рынка учебников, который инициировало министерство просвещения через ведомственный научно-методический совет после допэкспертизы в РАО. По сведениям телеграмм-канала Медиатехнолог, в попечительский совет РАО входят владельцы издательства «Просвещение» В. Узун и О. Ткач, а президентом РАО во время проведения допэкспертизы являлась автор учебников этого же самого издательства Людмила Вербицкая. Кроме того, топ-менеджером издательства «Просвещение» якобы является родная сестра министра Ольги Васильевой Ирина Васильева.

Считается, что министр просвещения Васильева – сторонница консервативного подхода к образовательному процессу, что само по себе и неплохо в плане воспитания духовности подрастающего поколения россиян. Однако такая концепция не всегда совпадает с курсом на повышение конкурентоспособности национального образования. Об этом свидетельствуют и факты деятельности опекаемого министром издательства «Просвещение». Так, еще в 2016 году это издательство объявило о намерении инвестировать в образовательные стартапы 3 млрд. руб. Стратегическим партнером был назван Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ): «Просвещение» планировало находить и выбирать проекты для инвестиций через инфраструктуру и механизмы фонда. Однако дело с места не сдвинулось. Во всяком случае, о продвижении проекта ничего не известно, а источники во ФРИИ и вовсе утверждают, что сотрудничество с издательством «Просвещение» в этом плане даже не начиналось.

Таков же результат заявленного еще в 2017 году совместного проекта издательства «Просвещение» и Яндекса. Сообщалось, что компании в равных долях создадут предприятие «Яндекс.Просвещение», в которое оба партнера рассчитывали инвестировать около 600 млн. руб. Однако в декабре 2018 года было объявлено о том, что доля «Просвещения» » в совместном проекте с Яндексом уменьшается с 50 до ничтожных 5 процентов. Наряду с этим о запуске процесса инвестирования также ничего неизвестно, на официальном сайте образовательного проекта «Яндекс.Учебник» упоминание об участии издательства «Просвещения» отсутствует.

Вместе с тем, цифровой дивизион издательства «Просвещение» сотрясают скандалы наподобие продажи 30-процентной доли в ООО «Комплексные информационные технологии «Просвещение» (КИТ «Просвещение») бывшему владельцу таблоида «Спид-Инфо» Андрею Манну. Компания позиционируется издательством «Просвещение» как «центр цифровой экспертизы и разработки новых цифровых продуктов» и реализует проект «Путь просвещения», который назван «агрегатором образовательных услуг».

Однако на деле ни о какой цифровизации речи не идет. На главной странице проекта , например, рекламируется обучение танцу живота и стрип-пластике. Между тем, свободный от монопольного давления рынок школьных учебников мог бы стать естественным источником финансирования проектов цифровизации для средней школы. Участники этого рынка, которых сегодня административно теснит монополист, способны быть квалифицированными инвесторами, что гарантируется наличием лицензированного контента, опытом взаимодействия с педагогическим сообществом, пониманием актуальных школьных проблем.

Откладывать цифровую реформу школы нельзя, поскольку такое торможение вызовет серьезное отставание РФ в этой сфере от других стран. Но и двигаться вперед в этом направлении пока что не получается из-за существующих административных барьеров. С одной стороны, государство пытается мобилизовать для цифрового прорыва на «школьном фронте» имеющиеся ресурсы в рамках национального проекта «Образование». С другой же стороны - налицо ограничительные меры для инвестирования частных средств в цифровые образовательные решения, что связано с нерешенной проблемой излишнего монополизма на рынке школьных учебников и учебных пособий.

Андрей Дерябин

Подпишитесь