Posted 21 ноября 2017,, 19:03

Published 21 ноября 2017,, 19:03

Modified 7 марта, 17:08

Updated 7 марта, 17:08

Эксперт: Россия ведет себя как африканский барсук-медоед

Эксперт: Россия ведет себя как африканский барсук-медоед

21 ноября 2017, 19:03
Не обладая всесокрушающей силой, наша страна способна напугать целый мир. Но только временно...

Журналист Михаил Коростиков прибегнул в своей статье на сайте Московского Центра Карнеги в забавной аналогии: он сравнил огромную Россию с небольшим африканским зверьком из породы барсуков – медоедом. Разительная разница в размерах искупается в этом образе разительным же сходством в поведении.

Внешнюю политику современной России ругают за отсутствие стратегического плана на ближайшие годы, - замечает автор. – страну упрекают в том, что она действует ситуативно, просто реагируя на прилетающие удары судьбы и постепенно теряя силы. Однако, по мнению журналиста, это не так: «в России за последние три года как раз сложилась полноценная внешнеполитическая стратегия, которую условно можно назвать «доктриной медоеда».»

Поскольку стране не угрожает прямой захват, она опасается именно экономического контроля или создания у целевого государства марионеточного правительства, и поэтому используют в отношениях с Западом повадки африканского барсука-медоеда, по праву считающегося одним из самых умных и опасных животных в мире.

Этот зверек невероятно силен для своего размера, живуч и мстителен. Медоеды нападают на львов, тигров и даже аллигаторов. Причем, не с целью убийства – это невозможно – а с целью прогнать их со своей территории, что получается почти всегда. У медоедов прекрасная память: обидчиков они запоминают надолго и стараются испортить им жизнь.

Ровно так, убежден автор, и ведет себя Россия на внешней арене в последние годы.

Наша страна «выполняет пять основных задач.

Во-первых, показать, что Россия на международной арене выступает в сверхтяжелой весовой категории, играя в одной лиге с США и ЕС и даже опережая, например, Китай. Москва может сформировать собственный торговый блок (Евразийский союз), начать конфликт (Украина), стать ключевым участником в уже начатом (Сирия) и не боится идти на конфронтацию с самыми серьезными противниками. При этом бюджет России ($233 млрд в 2016 году) смехотворно (в 14 раз) меньше американского ($3,3 трлн) и несуразно (в 32,3 раза) – суммарного бюджета стран ЕС (€6,4 трлн). Военный бюджет различается не так сильно, но тоже на порядок: по данным SIPRI на 2016 год, у США он равен $611 млрд, у стран ЕС – €199 млрд (2015 год по данным EDA), у России – $69 млрд...»

Финансовые показатели ничего не значат, уверены в России, военно-политический потенциал страны намного выше экономического.

Во-вторых, показать, что мы можем осложнить жизнь всем, кому захочет. США требуют отстранить Башара Асада от власти? Извините, нет. ЕС хочет решить украинский конфликт в пользу Киева? И снова нет.

«Вместо этого получат денег ультраправые и ультралевые партии, которые в условиях продолжающегося кризиса и так имели неплохие шансы на успех. Могут ли они добиться власти? Вряд ли. Заставляют ли их успехи нервничать традиционных политиков? Безусловно. Вступая с нами в конфронтацию, говорит Москва, вы создаете себе головную боль на многие годы вперед. Мы будем осложнять вам жизнь, заматывать все ваши инициативы, расшатывать внутриполитическую обстановку, пользуясь уязвимостью демократии...»

В-третьих, создавать в международных отношениях собственную повестку. О реальном или предполагаемом вмешательстве Москвы в политический процесс десятка стран всем отлично известно. Результаты такого вмешательства часто минимальны, но истерика Запада создает впечатление всемогущества Кремля. В результате, на американских демонстрациях против Трампа фигурируют плакаты на русском языке «Заберите своего Трампа обратно в Россию».

В-четвертых, показать, что Россия обладает серьезными возможностями в информационной войне. Бюджеты телеканала RT на фоне западных коллег просто смешны: $323 млн против, к примеру, $6,6 млрд (доходы канала в 2015–2016 годах) у ВВС. Аналитики подчеркивают сверхмалый охват аудитории RT (ни в одной стране ЕС он не покрывает более 2% аудитории), но на уровне Евросоюза и отдельных стран Европы работают «комиссии по борьбе с дезинформацией»...

В киберпространстве всемогущие российские хакеры якобы взломали американские выборы, Бундестаг, Минобороны Дании и, судя по последним заявлениям, помогли устроить Брекзит!

И в-пятых: Москва хочет показать, что нечувствительна к реакции населения на собственные действия. «Конфликт с Украиной осложнил жизнь бизнесменам и тем, у кого там живут родственники и друзья? Неинтересно. В Москве идут протесты против Владимира Путина? Без разницы. Госкомпаниям и многим случайно подвернувшимся фирмам перекрыли кредитование? Перебьются, нечего вражеские деньги брать...»

То есть, пишет автор, «Кремль демонстрирует, что санкции на него не действуют: все издержки будут переложены на население, которое участия в политическом процессе не принимает. Чиновники из санкционных списков по-прежнему будут вести жизнь арабских шейхов.

У такой стратегии две цели: убедить конкурентов, что выгоды от посягательства на ее интересы Москвы будут куда меньше, чем потенциальный ущерб, и что пытаться влиять на внутреннюю политику России совершенно бесполезно.

Народ в России отделен от государства , и договариваться нужно с элитами... Эта стратегия очень эффективна: при скромных затратах она производит мощный и долгосрочный эффект, а политический класс в России получает то, чего хотел: признание в качестве очень опасного противника.

Но есть у доктрины медоеда и свои минусы, - замечает автор. И главный в том, что это стратегия выживания, а не развития.

«Она не имеет никакого отношения к привлечению инвестиций, улучшению бизнес-климата, созданию позитивного образа России, модернизации экономики и прочим скучным вещам. Она позволяет «обеспечить суверенитет», понимаемый как полная автономия элиты страны от внешних и внутренних влияний...»

К тому же, туман обмана имеет свойство рассеиваться, и тогда обнаруживается, что силенок-то у страны на самом деле ничтожно мало и ей вполне можно успешно противостоять: западные спецслужбы привыкают вычислять троллей и хакеров, а обвиненные в связях с Москвой политики выбывают из гонки все раньше и получают на выборах все меньше.

Доктрина медоеда, делает вывод автор, «вполне способна заставить партнеров России ее уважать. Но по-настоящему она принесет стране процветание только в том случае, если будет частью более широкой стратегии. Страх, который сеет нынешняя внешняя политика России, должен трансформироваться в уважение, а не в желание выставить вокруг РФ карантин и как можно меньше взаимодействовать с русскими...»

"