Posted 21 мая 2021,, 12:18

Published 21 мая 2021,, 12:18

Modified 7 марта, 13:32

Updated 7 марта, 13:32

Срыв резьбы: Лукашенко загоняет Белоруссию в безвыходную ситуацию

Срыв резьбы: Лукашенко загоняет Белоруссию в безвыходную ситуацию

21 мая 2021, 12:18
Фото: Фото: Worldcrisis.ru
Власти страны боятся смягчать давление на оппозицию, боясь повторения прошлогоднего сценария, делая все для того, чтобы белорусское общество окончательно поляризировалось и потеряло надежду на мирный компромисс.

Журналист Артем Шрайбман анализирует ситуацию в Белоруссии в связи с тем, что тамошние власти фактически уничтожили крупнейшее в стране негосударственное СМИ, портал tut.by, который имел для республики уникальное значение, охватывая ее практически всю – аудитория сайта до 18 мая составляла 63% белорусских интернет-пользователей. Tut.by пережил и блокировки во время протестов, и штрафы, и аресты своих журналистов, и даже лишение статуса СМИ. Впрочем, его закрытие было делом времени. Теперь же сайт заблокирован, поскольку распространял информацию от незарегистрированного оппозиционного фонда солидарности BySOL. Правда, то же самое делали все, и даже государственные СМИ, но закрыли именно это. Вдобавок, все руководство портала было арестовано за якобы неуплату налогов.

Журналист считает эти события важнейшим звеном в эволюции белорусской власти. Если прежде, власть не злила читателей, дозволяла работу этого сайта, то теперь когда общество разделилось окончательно на сторонников Лукашенко, которые в основном черпают информацию с телеэкранов, и противников, пользующихся интернетом, власти перестали церемониться с последними. Да и испортить отношения с Западом уже дальше некуда.

К тому же, внутри и рядом с системой прежде были люди, противостоящие попыткам отыграться на tut.by, теперь их либо не осталось, либо они уже боятся.

И наконец, если раньше слабость оппозиции и вялость народа была на руку власти, и она, бодрая и уверенная в себе, дозволяла независимым СМИ компенсировать отсутствие обратной связи, то теперь любая критика власти уже опасна.

Эксперт уверен в долгосрочных последствиях разгрома главного независимого СМИ, поскольку его огромная аудитория на государственные СМИ не перейдет никогда, а скорее всего уйдет в Telegram, который, как показал российский опыт, заблокировать будет очень трудно. Но проблема в том, что чем более конспиративно будут работать теперь независимые журналисты, тем менее качественным будет их контент, тем труднее им будет сохранять нейтральность, соблюдать журналистскую этику и сами белорусские законы. Тем самым белорусское общество будет еще более поляризироваться.

К тому же, давлением на СМИ репрессивная политика властей отнюдь не исчерпывается: репрессии стали главным драйвером кризиса, лишь оттягивая выход из него. Более

35 тысяч человек были задержаны, тысячи подверглись пытках и издевательствах, более 400 уже считаются политзаключенными. Более 3 тысяч заведенных в последнее время уголовных дел можно считать политическими. Уголовные дела заводятся даже за оплату штрафов протестующим («финансирование беспорядков»), за выход на проезжую часть во время прошлых митингов, за грубость в отношении чиновников в социальных сетях. Арестовывают даже за наклейки на ноутбуках, за фото- и видеосъемку техники силовиков, за одежду и протестной раскраски, красно-белые бумажные снежинки на окнах, свечки, поставленные у церквей в день, когда кто-то из оппозиции призвал ставить там свечки.

Социологические опросы показывают, что около 20% городских жителей либо сами столкнулись с государственным насилием, либо их друзья и родственники. Высокий градус взаимной ненависти в обществе делает невозможным какие-либо компромиссы. Ни один лидер оппозиции, решившийся бы на попытку примирения с властями, не получил бы поддержки у своих сторонников.

Власть Белоруссии сама загнала себя в тупик, выхода из которого нет. Давление смягчить она уже боится, а значит будет искать и находить все новых врагов, пожирая таким образом саму себя изнутри. При этом нет рычагов влияния на ситуацию и у Запада, любые санкции только усилят внутренние репрессии в стране. А Москва не особо вмешивается, поскольку готовится пережить то же самое.

«Раз деэскалация становится почти невозможной, общество поляризуется, появляется все больше людей, которые не готовы прощать власть, растет вероятность, что белорусский кризис зайдет еще на один виток спонтанной эскалации насилия, или, говоря проще – срыв резьбы…» - заключает эксперт.

"