Posted 21 мая 2021,, 12:20
Published 21 мая 2021,, 12:20
Modified 7 марта, 13:32
Updated 7 марта, 13:32
Как уже сообщили «Новые Известия», доход курьеров превзошел средние зарплаты в крупных городах России. По данным опроса Центра стратегических разработок и ОНФ в Саратове средний доход курьера составил 79,8 тысяч рублей, а средняя по региону зарплата - только 29,2 тысяч рублей. В Казани курьеры получают в среднем 85,4 тысяч рублей при среднем доходе в 34,6 тысяч рублей. В Ростове-на-Дону - 70,8 против 31 тысячи рублей.
В среднем по России спрос на курьеров за год вырос в восемь раз. Но в некоторых регионах рост был намного существенней. Например, в Казани спрос увеличился в 26 раз, в Нижнем Новгороде - в 21 раз, а в Перми - в 15 раз.
То есть оказалось, что курьер может заработать намного, часто в несколько раз больше, чем человек в офисе или у станка. Единственное исключение - это Москва.
СМИ приводят подробную раскладку Центра Стратегических разработок и ОНФ заработков курьеров в сравнении со средней зарплатой по региону – разница впечатляет:
Казань 85,4 – 34,6 = 50,8 тыс. руб
Саратов 79,8 - 29,2 = 50,6
Краснодар: 74,2 — 33,5 = 40,7
Ростов-на-Дону 70,8 – 31,0 = 39,8
Владивосток: 79,2 — 43,6 = 35,6
Хабаровск: 81,7 — 46,2 = 35,5
Ярославль: 61,6 — 32,9 = 28,7
Тюмень: 72,1 — 44,8 = 27,3
Барнаул: 53,2 — 26,2 =27,0
Новосибирск: 52,9 — 36,1 = 16,8
Екатеринбург: 50,0 — 37,6 =13,1
Санкт-Петербург: 70,5 — 59,7 = 10,8
Калининград: 45,3 — 39,1 = 6,2
Москва 50,7 – 87,1 = минус 36,4. Курьер в столице явно в проигрыше
Экономист Дмитрий Прокофьев комментирует эти цифры в своем канале:
«Что здесь важно?
Первое. Как страшно деформирован рынок труда в стране. При всем уважении к тяжелому труду курьера – ну не может эта работа оплачиваться в два с лишним раза выше, чем «в среднем по городу». Тут что-то не так. Скорее всего, это не курьерам переплачивают, а другим работникам недоплачивают. Ну и тут вопрос «серых заработков» еще.
И, конечно, видно, какие низкие зарплаты вообще.
Второе. Деньги на оплату труда – у бизнеса есть. Когда прижимает – платят, платят.
Нет предложения труда – приходится платить.
Третье. Но деньги есть и у людей - оплата труда курьера – производная от потребительских расходов. Откуда деньги? Другой вопрос. Не было бы – не сформировалась бы эта отрасль услуг.
Правда, здесь есть и такой момент – заказывая какие-то товары (например, из супермаркета) – ты экономишь на своих издержках – время, транспорт – эти деньги и «достаются» курьеру.
Четвертое. Самая большая разница – в Казани и Саратове. Что объединяет эти два города? И там, и там – Волга? Может быть большие расстояния, которые приходится преодолевать курьерам?
Пятое. Предложение труда давит на цены на него. Пример – Петербург.
Плотно населенный и сравнительно компактный город, и курьеры здесь не шикуют. Много желающих ими поработать.
Шестое – Москва, с точки зрения экономики, «не Россия».
И структура рынка труда в столице видимо, деформирована в меньшей степени…»
Сетевой аналитик Дмитрий Пономарев нашел глубинные причины такого положения дел:
«Тут все просто. В регионах РФ долгое время рынок труда пытались контролировать административными методами, подгоняя крупнейших работодателей под "средние зарплаты по региону".
А с учетом того, что в ряде регионов крупнейшими работодателями являются они + государство и госструктуры (+бюджетники), то получалась официально унылая средняя зарплата.
Рынок же услуг курьеров в принципе не подлежит (пока) администрированию, и он хаотичен. Там в чистом виде работают спрос и предложение, как это и должно быть.
Ведь что такое труд? Это товар. У россиянских экономистов подобное суждение находится под запретом, поскольку есть общая установка на "работающую бедность" (в ней считается, что разрешение на труд - это милость со стороны "работодателей", тогда как это персональный товар человека, помноженный на время).
Но тут образовался новый рынок, который быстро сформировал спрос на труд и установил баланс стоимости этого труда. Причем относительно невысокие расценки в Москве и Санкт-Петербурге тоже показательны: это две локации в РФ, где разрешена в том или ином виде "потребительская" экономика. Поэтому туда и стекаются трудовые ресурсы.
Что могут поделать с этим единороссы? Да ничего. Если только не создать госкорпорацию "Роскурьер" во главе с каким-нибудь опухшим дегенератом и передать ей монопольные права на услуги курьеров по всей стране…»