Posted 21 мая 2021,, 09:34

Published 21 мая 2021,, 09:34

Modified 7 марта, 13:32

Updated 7 марта, 13:32

Повысить пособия, поддержать семью: экономист советует, как выйти из кризиса

Повысить пособия, поддержать семью: экономист советует, как выйти из кризиса

21 мая 2021, 09:34
Фото: Фото: podrobnosti.mk.ua
Главный экономист Вольного экономического общества России объяснил, как должна выглядеть социально-экономическая политика в стране в ближайшие годы.

Низкие доходы и в целом бедность большинства россиян – одно из существенных препятствий для экономического роста. О том, как должна выглядеть социально-экономическая политика в России, пишет в своей публикации главный экономист Вольного экономического общества Андрей Клепач. Канал Proeconomics приводит некоторые выдержки из его работы:

«К бедным относится 15-16% населения, что выше оценки Росстата. Малообеспеченные (от 1 до 3 прожиточных минимумов) — около 55% населения и средний класс (от 4 до 12 ПМ) — 27% населения.

Сейчас потеря работы в условиях невысоких пособий по безработице заставляет людей браться за любую работу и способствует уходу в тень. Повышение пособий по безработице поддержало бы уровень жизни людей, препятствовало бы погружению в бедность и способствовало бы более требовательному поиску работы. При повышении пособия до 80% от зарплаты за предыдущий год (или полгода) на первые три месяца поиска работы и 60% на 4-6-й месяцы и 50% на последующие месяцы, но не выше некоторого среднего уровня зарплаты, например, 30–35 тыс. руб., это стоило бы для бюджетной системы за четыре года 1,5–2 трлн. рублей.

По оценке Росстата, дефицит доходов, необходимый для поднятия доходов бедных до прожиточного минимума, оценивался в 2019 году около 700 млрд. рублей, или 0,7% ВВП (1,4% располагаемых доходов населения). В среднесрочной перспективе можно реализовать идею специальной выплаты для бедных для поднятия их дохода до прожиточного минимума.

Стоимость активной демографической политики в Европе составляет 3-4% ВВП, тогда как в России 0,7-1,0% ВВП. Относительный уровень поддержки семьи и материнства должен быть повышен в долгосрочной перспективе на 30–50%.

Само понятие прожиточного уровня нуждается не столько в количественном увеличении, сколько в качественном обновлении в направлении стандарта самообеспечения семьи - уровня дохода, при котором семья может реализовать свои базовые потребности, включая питание, жильё, услуги по уходу за ребенком, медицинское обслуживание, транспорт и другие необходимые расходы. Помимо общего эффекта ускорения экономического роста на уменьшение бедности особое значение имеет ускорение роста производства в секторах со значительной долей низкооплачиваемых работников.

Также необходимо уменьшить чрезмерную межрегиональную дифференциацию в оплате труда в бюджетном секторе. Эта мера, по оценке Института исследований и экспертизы ВЭБ, стоит около 1,5 трлн. за первые три года (0,3–0,4% ВВП). Повышение заработной платы в бюджетном секторе подталкивало бы её рост и в частном секторе, с учётом общего повышения эффективности экономики и человеческого капитала.

В целом надо ориентироваться на сокращение разрыва между пенсией и средней заработной платой с 30% (в настоящее время) до как минимум 32-33% к 2025 г. и 35-40% к 2035 г. Это потребует дополнительно 1,5 трлн. рублей уже в 2024 году.

Эти меры в сочетании с ускорением экономического роста до 3-4% в год позволили бы компенсировать провал реальных доходов населения за 2014-2020 годы и расширить долю среднего класса до 33-34% к 2025 году и 44-50% к 2030 году. Однако для решения этой задачи пришлось бы существенно модифицировать бюджетное правило и нарастить государственный долг, чтобы избежать повышения налогов на фонд оплаты труда…».

Кроме того, эксперт констатировал, что Россия одна из немногих стран мира, где в кризис 2020 года падение реальных доходов населения было больше, чем падение ВВП, то есть экономику России спасали за счёт уменьшения доходов населения:

«Особенностью российского пути преодоления кризиса стало то, что основные потери, несмотря на меры поддержки (уменьшившие падение реальных доходов населения на 1,6 п. п.), понесло население. В большинстве европейских стран падение ВВП (а тем самым и прибыли) значительно превысило снижение реальных доходов населения, тогда как в России сокращение реальных доходов выше, чем падение ВВП…»

"