Posted 21 мая 2020,, 12:57

Published 21 мая 2020,, 12:57

Modified 7 марта, 14:59

Updated 7 марта, 14:59

Провал национальных проектов безнаказанным не останется

Провал национальных проектов безнаказанным не останется

21 мая 2020, 12:57
Комментируя критику Николаем Патрушевым исполнения национальных проектов, аналитики уверены, что их нужно закрыть под благовидными предлогами: минусов и плюсов будет не много, но хотя бы одной огромной кормушкой для коррупционеров станет меньше.

Как известно, секретарь Совета Безопасности России Николай Патрушев обрушился вчера с критикой национальных проектов, заявив о многочисленных, в основном коррупционных, нарушениях при их реализации: «Основная масса правонарушений связана с коррупционными проявлениями, несоблюдением порядка организации государственных закупок, оплатой фактически невыполненных или некачественных работ и поставок продукции, фальсификацией отчетных показателей...»

Он также сообщил, что в Приволжском федеральном округе из почти 12 тысяч контрактов, заключенных в рамках нацпроектов, более 3 тысяч находятся в зоне риска, причем сумма по этим контрактам составляет почти 146 млрд руб. Таким образом, нацпроекты Путина в очередной раз оказались хорошей почвой для коррупционных схем, а не для социально-экономического развития.

Главные опасения Патрушева вызывает положение дел в следующих нацпроектах: «Жилье и городская среда», «Безопасные дороги», «Демография», «Образование», «Культура» и «Здравоохранение». При этом Патрушев оговорился, что «пандемия – не повод для невыполнения поставленных президентом России задач».

Аналитики активно комментируют выступление секретаря Совбеза. Так, популярный канал «Методичка» пишет:

«Как это не назови, факт остается фактом – нацпроекты морально устарели и порядочно исчерпали терпение президента. Только вдумайтесь – Путин таскает за собой (или на себе) целевые программы уже 14 лет. Еще с 2006 года, времен фаворитизма тогдашнего вице-премьера Медведева, для которого «Приоритетные национальные проекты России 2006 «Здоровье», «Образование», «Жильё» стали publicity трамплином для выборов-2008.

С тех пор нацпроекты дважды перелицовывали, первый раз – в 2012, как «Майские указы», второй – в 2018, вновь распределив программы по трём направлениям: «Человеческий капитал», «Комфортная среда для жизни» и «Экономический рост». Но избавится от главного идеологического порока, заложенного еще 15 лет назад, так и не удалось – любой проект должен быть конечным, то есть иметь четкий достигнутый результат, по которому можно красиво отчитаться «снизу вверх» и народу. А ведь тот же нацпроект «Здоровье» как ремонт, который невозможно закончить, а можно только прекратить. К сожалению, болеть люди не перестанут никогда.

Так что было бы логично под благовидным предлогом нетучных времен и смены правительства «похоронить» ворох нацпроектов вместе с наследием прошлого премьера и придумать удобоваримый суперпроект-улучшайзер в рамках всей экономики целиком. Конечно же, главная проблема и препятствие – в финансировании. Один из весомых «плюсов» нацпроектов состоит в уменьшении бюрократизации расходов, что в итоге привело к тому, что в России появилась система управления, параллельная министерствам – получить бюджет «под нацпроект» стало намного проще, чем добиться реакции от конкретного ведомства. Но если подойти к делу с умом, а главное – с желанием не «что-то сделать», а улучшить, проблемы с бюджетом удастся урегулировать.

Но как показало сегодняшнее заседание, оставлять без присмотра то же сельское хозяйство, зависимое как от сезонности и погоды, так и от экономической конъюнктуры никак нельзя. Вот и президент отметил, что Россия хоть и экспортирует сельхозпродукции на 25 миллиардов $ (что в два раза больше, чем от экспорта оружия), но при этом и сама покупает на 30 миллиардов $ (здесь президент снова сравнил цифру с оружием, только теперь уже для внутренних нужд Минобороны). Тем более, что на сельском хозяйстве сидит лично Дмитрий Николаевич Патрушев, сын секретаря Совбеза. Главное, чтобы не закончилось колхозами...»

Аналитик Роман Алехин считает, что в нацпроектах чиновники не видят главного - человека.

«Проблема не в том, что у нацпроектов нет контролируемого конечного результата, а в том, что конечный результат чиновники воспринимают в виде кассового исполнения проекта и именно за неисполнения "кассы" их наказывают ругают чиновники повыше. Обратите внимание на открытые совещания в регионах по вопросам реализации нацпроектов - все отчеты крутятся вокруг того - сколько денег "расторговано", сколько актов подписано и сколько уже перечислено поставщику. Там нет людей и помощи им, на что неоднократно указывал Владимир Путин и об этом не так давно в интервью рассказала аудитор Счетной Палаты, почитайте его - там всё есть.

В этом случае помог бы понятный и контролируемый KPI и жесткая ответственность губернаторов и министров, которые не выполняют показатели, но если описать и закрепить KPI не так уж и сложно, то проконтролировать выполнение показателей в системе, создающей абсолютно любой красивый отчет, который с радостью примут вышестоящие структуры, невозможно. Как и ответственность у нас ограничивается бубличными "обратите внимание", "ускорьтесь", "это важно", "завтра доложить", но пока никто не видел, что сняли губернатора за то, что не выполнен нацпроект.

В таких условиях, расписавшись в том, что в управлении государством полная дезорганизация, то есть крайняя степень бардака, при котором не понятно, кто за что отвечает, а значит - никто и наказать некого, нацпроекты, как и Майские Указы стоит закрыть под благовидными предлогами, которых сейчас предостаточно. Минусов будет не много, как и плюсов, но хотя бы одной огромной кормушкой для коррупционеров станет меньше...»

Политолог Аббас Галлямов, со своей стороны, считает выступление Патрушева прелюдией очередной чистки государственного аппарата:

«Секретарь Совбеза Патрушев рассказал вчера о многочисленных нарушениях, которые он обнаружил, разбираясь с нацпроектами. Здесь и завышение стоимости, и оплата невыполненных работ, и фальсификация отчётности, и так далее, и тому подобное. Короче, «хищения» и «коррупция».

Вообще-то многие из перечисленных вещей тянут на серьезные сроки. Вы можете представить себе, чтобы в нормально функционирующем государстве такое заявление обошлось без последствий? Чтоб никого не наказали, и не отдали под суд? Здесь надо понимать, что в иерархии чиновничьих приоритетов нацпроекты находятся на самом верху. Это главный инструмент, с помощью которого президент собирался организовать пресловутый прорыв, обещанный россиянам в ходе последней избирательной кампании. И вот здесь - в святая святых - обнаружена массовая коррупция, а власти смолчат и ничего не сделают? Будут терпеть это дальше? Вы в это верите? Я - не очень. Путин хочет выглядеть лидером сильного, дееспособного государства, а не африканского failed state.

И здесь мы подходим к самому главному. Было ли выступление Патрушева его собственной инициативой или он согласовал его с президентом? Если верно первое, то происшедшее имеет смысл трактовать как заявку силовой корпорации на резкое повышение своего политического влияния. Очевидно ведь, что воровство и разбазаривание денег, выделенных на строительство светлого будущего, нельзя оставлять без последствий. Значит, надо наказывать, надо сажать.

Если Патрушев не согласовал своего выступления с Путиным, значит получается, что силовики, по сути, приперли последнего к стенке. Или реагируй и выдай нам мандат на массовые посадки, или будешь выглядеть бессильным африканским царьком, подданые которого разворовывают страну прямо у него под носом.

Нет, в такое я не очень верю. Президент, конечно, теряет своё политическое влияние и постепенно впадает во все большую зависимость от правоохранителей, но все-таки пока не настолько сильно, чтобы они могли себе позволить такое. В будущем смогут, а пока нет. Так что я склоняюсь к той версии, что на это заявление Патрушеву отмашку дал сам Путин.

Значит, предстоит чистка. О том, что она напрашивается, я уже писал. Идущая сейчас «коронавирусная федерализация» позволяет региональным властям накачивать административные мускулы - они получают все больше полномочий и распоряжаются все большим объемом ресурсов. Следствием является их политическое усиление. Губернаторы становятся популярнее президента - можете посмотреть по этому поводу данные Левада-центра. Для персоналистского режима это немыслимо. Если региональные элиты сейчас не осадить, то тут и до парада суверенитетов недалеко. Президент, сделавший двадцать лет назад централизацию своим главным политическим коньком, не может этого не чувствовать.

К тому же, вообще пора искать крайнего. Градус недовольства растёт и если ты не переложишь сейчас ответственности за происходящее на кого-нибудь другого, она ляжет на тебя самого.

В общем, я трактую вчерашнее выступление секретаря Совбеза как ещё одно подтверждение того, что подготовка к чисткам в губернаторском корпусе идёт полным ходом...»

"