Posted 21 марта 2021,, 08:55

Published 21 марта 2021,, 08:55

Modified 7 марта, 14:11

Updated 7 марта, 14:11

Социологи: после 2025 года к власти в стране придет поколение циников

Социологи: после 2025 года к власти в стране придет поколение циников

21 марта 2021, 08:55
Представителей этого поколения интересуют не глобальные проблемы, а задача выживания в стране предпринимательских инстинктов и разгула потребительской идеологии

Социологи Института социологии РАН Олег Карпухин и Сергей Комиссаров в своей работе, опубликованной в журнале «Социально-гуманитарные знания», пришли к выводу, что идеологический раскол в российском обществе до сих пор не преодолен у представителей старшего поколения, но и у молодых людей. Более того, сегодня идеологические разногласия среди молодёжи стали шире.

Для начала социологи приводят опрос молодёжи 1998 года:

«Сторонниками социализма себя считали только 10% опрошенных, а коммунизма ‒ лишь 5,7%. Правда, и у капитализма среди молодежи не так уж и много почитателей ‒ всего 20,4%. Более половины молодых людей (52,2%) отдают предпочтение (расплывчатой идеологии) демократии».

Прошло 22 года. У многих из тех, кого опрашивали социологи в 1998-м, появились дети того же возраста, что тогда. И основные идеологические предпочтения у молодёжи теперь таковы:

«92% молодежи относятся к предпринимателям положительно, 8% - отрицательно. Среди тех, кто старше 60 лет, показатели другие: 58% и 42% соответственно.

«Чуть более половины молодежи, (51,3%) ‒ сторонники капитализма в классической форме. Из них 38,3% ‒ капитализма как в США; в форме государственного капитализма, как в Китае - 12,9%. 34% поддерживают рынок с участием государственного управления (социал-демократия). Меньшая часть (13,5%) выступают за свободный рынок, полностью лишённый государственного вмешательства в экономику.

Велика стала и доля сторонников классического социализма советского типа – 26,9%; авторитарной формы государственности (как в Северной Корее) и монархии 7,9%; государства, живущего по религиозным канонам – 3,1%, анархии, где управляют только общественные организации – 4,6%».

«На этом фоне правомерно говорить о расколе в социально-политических предпочтениях современной молодежи. Говорить здесь о классовой или поколенческой солидарности уже не приходится», - пишут социологи.

Но дело в том, что к власти сейчас приходит то «поколение 1998 года» (чьё становление пришлось на разгар 1990-х), которым сейчас 40-43 года (и часто это уже не только средние управленческие этажи, а и должности министров, губернаторов, генералов, руководителей предприятий). Вероятно, после середины 2020-х из этого же поколения у нас будут президент, премьер, главы двух парламентов, новые лидеры старых политических партий.

Социологи поясняют, что это - поколение самых больших циников за всю историю российского социума (в отличие от старших возрастов 45+ и более молодых 35-).

Вот характерные установки этого поколения из опроса 1998 года:

«18,1% опрошенных считали вполне для себя возможным участие в криминальных группировках, a 9,1% полагали, что сегодня это достаточно нормальный способ зарабатывания денег. У 12,7% молодых людей было зафиксировано такое же отношение к проституции.

По мнению 47,7% порошенных рост числа бедных в стране объясняется тем, что «они плохо приспособились к жизни», 21% полагал, что эта категория населения не избавилась от старой идеологии, старых ценностей, a 18,2% опрошенных видели причину бедности в неумении воровать.

Соответственно этой же оценочной шкале, но с обратным знаком молодые люди объясняют жизненный успех богатых людей: 47,9% объясняли богатство способностью людей приспосабливаться к жизни, a 32,7% ‒ умением воровать. Не было у большей части опрошенной молодёжи и стремления восстановить социальную справедливость.

69,2% полагали, что они способны менять свои убеждения, если эти убеждения не отвечают реальности.

В отличие от советской молодёжи и прогрессивной молодежи Запада, (это поколение) не интересовали проблемы планетарного масштаба, мира и войны. Оно было поглощено своей внутренней проблематикой выживания в стране предпринимательских инстинктов и разгула потребительской идеологии».

"