Posted 20 декабря 2018,, 07:52

Published 20 декабря 2018,, 07:52

Modified 7 марта, 16:14

Updated 7 марта, 16:14

"Религиозная" война: какой бой выиграл Порошенко

"Религиозная" война: какой бой выиграл Порошенко

20 декабря 2018, 07:52
Празднуя обретение автокефалии украинской православной церкви, президент Украины заявил, что его страна навсегда распрощалась с Россией и у нее нет препятствий на пути в Европу и НАТО

Битва Украины за церковную автокефалию оказалась сублимацией войны, и президент Украины Петр Порошенко эту битву выиграл, - пишет на сайте Московского Центра Карнеги журналист Ксения Лученко.

Собор, на котором была зафиксирована эта эпохальная победа, продолжался в Софии Киевской семь часов. В президиуме сидели греческие и украинские архиереи и единственный мирянин – Петр Порошенко. По окончании собора он вышел на площадь, где его ждали на морозе несколько тысяч человек и представил им только что избранного предстоятеля новой церковной структуры – 39-летнего митрополита Епифания (Думенко). Народ скандировал «Слава Украине!».

Главный тезис речи президента состоял в том, что только теперь Украина наконец навсегда распрощалась с Россией и что у страны больше нет препятствий на пути в Европу и НАТО: «Это день окончательного получения нашей украинской независимости от России. И Украина уже не будет пить, говоря словами Тараса Шевченко, "из московской чаши московский яд"». Были еще цитаты из Маяковского: «Товарищ москаль, на Украину зубы не скаль»; Лермонтова: «Прощай, немытая Россия»; Николая Добронравова: «До свиданья, наш ласковый Мишка, возвращайся в свой сказочный лес» и одного украинского поэта Миколы Хвылевого: «Геть вiд Москви, даешь Европу!». Наконец все вместе спели гимн Украины, держа руки у сердца, и митинг закончился.

При этом никто ни разу не перекрестился и не процитировал Евангелие или апостольские послания, и ничего напоминающего молитву не прозвучало из уст главы государства и главы церкви в первый день ее основания, то есть политическая суть церковных процессов была явлена со всей очевидностью. Украина воспроизводит модель тесной связи национальной церкви и лидера государства. Церковь как «скрепа», инструмент нациестроительства, символ культурной и политической идентичности страны, хранительница традиционных ценностей.

Любая национальная православная церковь определяет себя через отношения со своим государством. И трагичное состояние украинского православия начиная с 2014 года заключалось в том, что единственная каноничная церковь на ее территории, признанная всеми православными церквами мира, была в отношениях не столько со своим, сколько с чужим враждебным государством – с Россией и подчинялась патриарху Кириллу, хотя и с огромной долей самоуправления.

В начале своего патриаршества Кирилл регулярно приезжал на Украину, праздновал День святого князя Владимира в Киеве, проводил там синод, но после Майдана, Крыма и войны в Донбассе он перестал ездить в Киев, а главу Отдела внешних церковных связей, митрополита Илариона (Алфеева) однажды развернули на границе. Священники церкви теряли доверие значительной части паствы, становились чужими из-за этой приставки «МП» в своем названии, но Кирилл не решал вопрос.

Зато и не было патриарха в Кремле на торжественном оглашении присоединения Крыма к России, и по слухам, с этого момента его отношения с Путиным стали натянутыми. Кстати, он не тронул и крымские епархии, они остались в юрисдикции Украинской православной церкви Московского патриархата. То есть Кирилл заморозил украинскую проблему, боясь войти в историю как патриарх, потерявший Украину.

Сегодня же Московская патриархия находится между стадиями отрицания и гнева: общение не восстановлено, снятие анафем с киевского патриарха Филарета не признано, Объединительный собор, по мнению Москвы, неканоничен.

Как бы то ни было, Поместная православная церковь Украины создана. Она станет 15-й в диптихе, принятом Вселенским патриархатом, после того как новоизбранный митрополит Епифаний и президент Порошенко слетают в Стамбул за томосом. Пока она будет существовать параллельно приходам Украинской православной церкви Московского патриархата, которая постепенно маргинализуется.

Это, конечно, событие исторического масштаба. Современный политический контекст сотрется, а Объединительный собор войдет во все учебники. И каждое действующее лицо займет свое место в иллюстрациях: патриарх Киевский Филарет, который всю свою жизнь мечтал быть на том месте на сцене, где так легко оказался молодой митрополит Епифаний; патриарх Кирилл, который боялся потерять Украину и потому потерял ее; патриарх Варфоломей, благословляющий президента Порошенко, который к концу своего президентского (первого?) срока одержал символическую победу в реальной войне.

"