Рус
Eng
Одни боятся, другим не нужно: что мешает отмене виз с Китаем
Аналитика

Одни боятся, другим не нужно: что мешает отмене виз с Китаем

20 декабря 2018, 19:31
Сторонники и противники этого шага спорят между собой, а тем временем китайские туристы не приносят России практически никакой прибыли

Статистика показывает, что после отмены виз с Южной Кореей, въездной поток из этой страны растет быстрее, чем поток из других стран, а это благотворно складывается на развитии дальневосточного бизнеса. А что, если отменить визы и для китайцев? – пишет эксперт Иван Зуенко на сайте Московского Центра Карнеги.

Ответ на этот вопрос неочевиден. Есть аргументы и за, и против.

Во-первых, имеются в виду краткосрочные визы на срок до 30 дней. Тут китайцам и сейчас иногда можно обойтись без похода в консульство, поскольку между странами действует безвизовый обмен туристическими группами (минимум три человека). К тому же Россия выдает и электронные бесплатные визы для посещения «свободного порта Владивосток», по которой въехать в страну можно в течение 30 дней после получения письма сроком на восемь дней и только на территорию Владивостока. Вскоре по электронной визе можно будет также въехать через аэропорты Читы и Улан-Удэ на 8 дней к Байкалу. Но выехать нужно там же, где был въезд.

А вот туристы по-прежнему вынуждены получать классическую визу. Пакет документов нужно подавать в одном из пяти российских консульств на территории Китая (Пекин, Шанхай, Гуанчжоу, Шэньян, Гонконг) или воспользоваться услугами визового центра, который возьмет за свою работу 240 юаней (около 2300 рублей). В 320 юаней (около 3000 рублей) обойдется консульский сбор. То есть всего более шести тысяч рублей. Такие траты и сложности с оформлением визы – главная причина, почему китайские туристы предпочитают въезжать в Россию в составе безвизовых групп. Российской экономике это не дает ничего, так как туристы находятся под полным контролем китайских гидов, и большая часть их денег остается в круговороте китайского бизнеса.

Разговоры о смягчении визового режима с Китаем ведутся давно. Препятствует же этому важное обстоятельство – Россия ни с кем и никогда не идет на визовые уступки в одностороннем порядке, то есть процесс должен быть обоюдным.

Как раз Китай не сильно в этом заинтересован, так как российские туристы и инвесторы составляют мизерную долю во въездном потоке, к тому же китайской туриндустрии выгодно сохранить нынешний статус-кво, позволяющий контролировать своих туристов за рубежом.

Да и Пекин не замечен в смягчении визовой политики: единственная безвизовая для него страна во всей Юго-Восточной Азии – Индонезия. По индексу свободы передвижения китайский паспорт один из самых бесполезных – 120-е место в мире.

Но и Россия сохраняет визовый режим для большинства стран мира, кроме стран Южной Америки (без Французской Гвианы), СНГ (без Туркмении), и еще нескольких стран.

Единственная же страна на постсоветском пространстве, которая ввела безвиз для китайцев, – это Белоруссия.

Выгоды от туристического бума, связанного с отменой виз с Южной Кореей получают обе стороны. Корейцы – дешевый оригинальный отдых всего в двух часах лета от Сеула. Владивостокцы – доступ к развитой сети авиаперевозок, а также бум в сферы услуг. Но и отличие корейских туристов от китайских очевидно: корейцы ходят не группами, и тратят деньги не в специальных закрытых ресторанах, а в тех же, что и местные. Во Владивостоке вывески и меню на корейском встречаются куда чаще, чем на китайском. Подстраиваются под того, кто реально платит.

Второй довод в пользу отмены виз – удобство для потенциальных инвесторов, деловых партнеров и исследователей из Китая, которых не устраивает однократная виза, хотя срок пребывания может быть довольно коротким.

Существуют впрочем и доводы против отмены виз с Китаем. Во-первых, безвизовый режим может привести к неконтролируемой миграции, когда на безлюдный Дальний Восток хлынет поток китайцев, а с ними рост преступности, экологическая катастрофа, получение мигрантами политических прав с перспективой отделения Дальнего Востока...

Еще один аргумент – экономический. Доходы от консульского сбора вряд ли превышают затраты на содержание консульских отделов. Но вот для аффилированного бизнеса (визовые центры, консалтинговые фирмы) плата за помощь при оформлении виз составляет основной доход. В сохранении виз заинтересованы и турфирмы, для многих из которых отмена виз будет означать смерть.

Стало быть, однозначного ответа на вопрос не существует, вовлеченными оказываются самые разные концепции и группы влияния: от ресторанного бизнеса и выдающих ваучеры турфирм до национального престижа и высокой политики. Однако есть несколько альтернатив.

К примеру, Тайвань в одностороннем порядке отменил визы для россиян в тестовом порядке – до 31 июля 2019 года. Что мешает нам сделать что-то подобное?

Или тот же Китай, который ввел 24-часовой безвизовый транзит практически во всех международных аэропортах, причем в 16 городах этот срок составляет 72 часа, а в треугольнике Шанхай – Ханчжоу – Нанкин по безвизовому транзиту можно находиться шесть суток (!), причем разрешается прилететь через один, а улететь через другой аэропорт.

Почему Россия не может сделать того же и у себя? Или хотя бы распространить восьмидневный режим электронной визы для Владивостока – на другие регионы? Было бы желание...

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter