Posted 20 октября 2020, 09:28
Published 20 октября 2020, 09:28
Modified 7 марта, 14:37
Updated 7 марта, 14:37
Журналист Александр Кушнарь обратил внимание на довольно странное обстоятельство: Дональд Трамп, в отличие от европейских лидеров, не выступил с осуждением России за попытку отравления Навального:
«Все критикуют Евросоюз за "недостаточные" (на самом деле – вполне снайперские) санкции в связи с химической атакой Кремля против собственного соотечественника – и почему-то забывают о том, что формально США никаких санкций не вводили вообще. Более того, в рамках противодействия путинизму куда важнее символические действия, такие как осуждение и медиа-демарш, что и было сделано как во Франции, так и в Германии, лидеры которых открыто назвали произошедшее покушением на ценности, а местные СМИ слили информацию о гневе Макрона на Путина.
Обратите внимание на поведение Трампа:
п.1: в отличие от французского и немецкого коллеги, американский президент не выступил с публичным осуждением очередного применения «Новичка»;
п.2: в первую неделю после химатаки глава Белого дома заявил об «отсутствии» доказательств из Берлина;
п.3: в какой-то момент он заявил, что был бы «очень разочарован», если бы выяснилось, что Навального отравили именно российские спецслужбы;
п.4: после того, как три европейские лаборатории подтвердили факт применения Новичка из российской военной лаборатории, а затем к этому же выводу пришла ОЗХО, Трамп не стал возвращаться к пунктам 1-3.
Вместо Трампа по этому поводу несколько раз выступал Госдепартамент, однако экстремальный контекст (два выявленных случая Новичка за два года) требует вмешательства именно президента как ведущей внешнеполитической силы США. Такое подозрительное замалчивание ситуации осудил уже и сам Навальный (обычно не склонный к подобным выпадам против иностранных лидеров), раскритиковавший Трампа за игнорирование проблемы, которую политик обозначил как "применение химического оружия в XXI веке". Это верный акцент: речь идет не просто об атаке на политического оппонента внутри страны (этим более или менее занимаются вообще все диктатуры), а об атаке с использованием запрещенного оружия массового поражения.
Интересная деталь: сразу после известия о факте применения Новичка США ввели санкции против того самого химического института, который попал теперь и под санкции ЕС, однако – и это важно – американская сторона официально не связала попадание института в черный список с отравлением Навального, хотя фактически эта связь очевидна. То есть санкции были введены, а вот символическое осуждение нападения на Навального произнесено не было. Не сыграла ли здесь свою роль позиция Трампа?»