Posted 20 сентября 2021,, 11:16

Published 20 сентября 2021,, 11:16

Modified 7 марта, 13:31

Updated 7 марта, 13:31

«Боже, куда мы попали?!» В связи с пандемией в Сети спорят о смысле жизни

«Боже, куда мы попали?!» В связи с пандемией в Сети спорят о смысле жизни

20 сентября 2021, 11:16
Фото: Фото: социальные сети
Пессимисты уверены, что пришествие ковида – это только репетиция неизбежной катастрофы, оптимисты уповают на милость Создателя.

Замечательный поэт и публицист Алексей Цветков опубликовал в своем блоге пост с размышлениями, к которым рано или поздно приходит любой думающий человек – о смысле жизни:

«Один из уроков ковида (и интернета, и всего остального): как поразительно глупы люди в своей массе, и как грустно быть одним из них.

Годы назад меня удручал пессимизм поздних произведений Станислава Лема, который на протяжении всей жизни был для меня примером относительно светлого ума. Даже если отбросить его ранние конъюнктурные вещи, легко увидеть, что для него долгая жизнь была последовательной цепью утраты иллюзий, и под конец он лишился почти всех. Он снимал одну за другой свои ставки на биологический вид, к которому принадлежал сам. Тогда я списывал это на процесс старения и личные утраты - ведь не может быть, чтобы все было так плохо.

Теперь я сам ближе к концу этой дистанции и вижу, что списывать не на что. На биологические утраты мы в принципе заложились изначально. Да, большинство из нас к старости становится сварливее и глупее. Но тех, кто начинал с запасом ума выше среднего, ждет сильное разочарование, понимание, что с этим запасом здесь делать просто нечего. Мы не туда попали.

Большое все-таки счастье быть ребенком, хотя у некоторых из нас, в отличие от большинства, это длится недолго. Ребенок полагается на сообразительность взрослых, они все поправят, и будет лучше, чем раньше, они ведут его в зоопарк, и он забывает про неприятность. Но когда он вырастает, он видит без прикрас, на кого он рассчитывал, а зоопарк больше не спасает. Бедное дитя - и это дитя ты сам, и взрослый тоже ты.

Ковид - это генеральная репетиция, но еще не премьера. Мы живем в ожидании более энергичных микробов, которые наверняка придут и расчистят засранную нами площадку…»

Эта публикация ожидаемо породила массу откликов. Еще бы – кому же не близка эта тема:

- Лет двадцать назад у меня произошел похожий фазовый переход по отношению к науке. Когда вдруг стало ясно, что нет никаких всеведущих мудрецов, способных во всем разобраться и все объяснить, героев-не-нам-чета, открывающих Главные Тайны Мироздания, а вот что вот мы сами сделаем (в том числе, лично я), то и будет. И я бы не сказал, что это ощущение _только_ неприятное и _только_ разочаровывающее.

- Цивилизации - вещь хрупкая, но наш биологический вид, как и большинство видов вообще - чрезвычайно живуч. Переживал за сотни тысяч лет своего существования самые разные и грозные катаклизмы. Нет ни единой причины пессимистически оценивать его (наши) перспективы. А уж насчет засрали площадку... Не знаю, как может прийти в голову использовать такой образ в применении к деятельности бесспорно высшего, наиболее созидательного, изобретательного - с бесконечным отрывом - вида на планете.

- Лет 50 назад читала чуть ли не в журнале " Знание-сила" об интересном эксперименте: крысам создали идеальные условия жизни. Они тут же начали хорошеть, толстеть, размножаться в геометрической прогрессии , пока ....- правильно, не вымерли быстренько от какого-то вируса. То же самое случилось с кроликами отца Федора... Заодно уже - к вопросу о ковиде: не странно ли, что в Израиле сомнительную компанию антиваксеров составляют в основном малограмотные ультрарелигиозные евреи, малограмотные бедуины и высокообразованные русские евреи? ... Поневоле взгрустнешь

Известная художница Татьяна Пономарева опубликовала на эту тему свой обстоятельный и, - что огромная редкость – оптимистичный пост:

«Выскажусь с позиции человека, признающего существование Создателя и склонного к философическим рассуждениям.

Ценность индивидуальной жизни

В авраамических религиях Земля всегда считалась юдолью печали. По сути, наша жизнь - это квест, не имеет значения, короток он или долог и какое количество трудностей и разочарований придется пережить на пути к заветной цели.

Очевидно, что разочарование в человечестве постигает в какой-то момент любого мыслящего индивидуума. Это один из этапов нашего духовного роста. После него может родиться новое мировосприятие. А может и не родиться.

Да, одна из целей этого квеста - привести мыслящего человека к пониманию, что Земля - это не место для настоящей жизни, а место для испытания и взращивания духа. То есть, по сути, жизнь - это игра, и если ты усваиваешь её правила, получаешь возможность перейти на следующий духовный уровень. И так до бесконечности. На пути духовного роста сохраняются только духовные знания. Тело дряхлеет, но дух никогда. Иными словами, цель квеста - достижение недостижимого духовного совершенства ("уровень - Бог" - недостижим априори).

Если согласиться с этим утверждением, нужно признать, что продолжительность нашей жизни на Земле не имеет никакого значения с точки зрения Создателя. Важен лишь духовный итог жизни. Как только человек достигает нужного результата - у него больше нет необходимости проходить жизненный квест. Задача выполнена, и человек покидает земной мир.

Если человек, достигнув духовной вершины, продолжает присутствовать на Земле, значит на него Создателем возложена какая-то важная миссия. И её обязательно нужно выполнить.

Иногда человек изначально приходит в наш мир с конкретной миссией.

В любом случае, жизнь человека не заканчивается до того момента, пока не достигнута вершинная для конкретного индивидуума точка духовного роста или же не выполнена индивидуальная миссия.

Иными словами, для Создателя важны только духовный рост и выполнение человеком возложенной на него миссии.

В то же время в отношении пророков и патриархов Библия использует формулировку: "умер, насыщенный жизнью, и приложился к народу своему". В ней присутствует два важных момента с точки зрения конкретного человека.

Жизнью надо насытиться

Это утверждение справедливо не только для библейских пророков, оно справедливо для каждого из нас. Наше тело и наша душа должны наполниться жизнью до краев, как индивидуальный сосуд.

Один сосуд наполняется очень быстро, так происходит, когда плотность событий и поступков в жизни человека невероятно велика. И каждый из нас знает примеры таких ярких и коротких жизней.

Другой сосуд - будет наполняться событиями и поступками неспешно. Но в обоих случаях мы имеем дело с одной неделимой нематериальной единицей, которую привыкли называть человеческой жизнью.

По сути, земной путь человека можно описать как произведение пространства, охваченного его жизнью, её длительности (помним, что измеримое время существует только в пространстве человека) и индивидуальной витальности (жизненной мощи или жизненной энергии).

Важное наблюдение: время человеческой жизни течёт неравномерно. Об этом знали ещё древние греки, которые разделяли Хронос и Кайрос.

Хронос течёт неспешно, это линейная функция - обычная прямая на графике жизни.

Кайрос - это краткий мощный всплеск, экстрасистола нелинейной функции нашей жизни на мониторе стороннего наблюдателя, мгновение, длящееся дольше века, необходимое для принятия судьбоносного решения, с которым физическое существование, как правило заканчивается. Сосуд полон до краев. Человек абсолютно насыщен земной жизнью. Пространства для новых событий и действий нет, времени тоже, витальность исчерпана, а человечество вписывает в свою земную историю имя нового героя.

Приложиться к народу своему

Каждый из нас индивидуален, и этой индивидуальности, на мой взгляд, сейчас придается избыточная важность.

Может показаться странным, но именно люди с наибольшей витальностью, этой притягательной жизненной силой, познавшие истинный вкус жизни и знающие ей цену, легче других жертвуют ею во имя общего блага. Именно поэтому мы так ценим героев. Они - квинтэссенция наших представлений о миссии человека, мечты о подвиге - подсознательно каждый из нас мечтает о нём - и безусловной любви.

Индивидуальная жизнь не существует вне социума. Вне социума, вне народа ни один из нас не может состояться как человек и проявиться в социальных состояниях, свойственных человеческому существу - мать, отец, дочь, сын, сестра, брат и тд., а также приобрести профессиональный и общественный статус, - разве только он мессия, посланник Всевышнего, аватар (в индуистской терминологии), который получает знания не из социума, а непосредственно от Создателя. Но и человек мессианской природы, получая человеческое тело, в итоге прикладывается к народу своему, который он вёл по пути духовного развития.

Наши души заключены в физических телах лишь на короткое время. Не будем забывать об этом. И народ, о котором говорит Библия, - это не совокупность покойников, похороненных на всех земных кладбищах или вне их территории.

Народ по Библии - это совокупность душ, единая душа народа (общности отдельных личностей). Наиболее ярко это понятие выражено в иудаизме. Но и остальные религии говорят о том же, только другими словами. Поэтому единственный способ достичь гармонии в душе - это признать, что ты творение, что как бы ни была сильна твоя индивидуальность, ты, являясь лишь частицей народной души, не можешь жить вне социума и всецело подчинен Творцу, создавшему и прошлые, и настоящие, и будущие поколения, которые в его измерении существуют одновременно. Только так можно ощутить жизненную силу, насытиться жизнью и приложиться к народу своему…»

"