Posted 20 июля 2017, 09:49
Published 20 июля 2017, 09:49
Modified 8 марта, 01:49
Updated 8 марта, 01:49
В публикациях поклонников СССР я регулярно встречаю дифирамбы той стране и тому строю, мол, «ах какие были люди, ах какие были отношения!», хотя на самом деле эти идеальные картинки далеки от истины, - пишет блогер.
Для начала немного о том, откуда именно взялось советское бытовое хамство. Практически все годы своего существования СССР был страной с очень бедным населением, а социальные блага в этом государстве «распределялись» сверху — вот это два самых главных фактора и причины таких отношений между людьми. Первый фактор (бедность) постоянно порождал конфликтные ситуации в борьбе за тот или иной ресурс (от колбасы до автомобилей), а второй фактор (система распределения) облекал эти конфликты в весьма своеобразную форму, характерную только для советского строя — всё дело было в искаженном представлении людей, откуда в обществе берутся те или иные блага.
В принципе, с точки зрения глобальной экономики СССР не так уж сильно отличался от «капиталистических» стран — в стране работали предприятия, которые производили продукцию либо услуги, а работники отчисляли часть своей зарплаты в виде налогов в бюджет.
«Советский» нюанс заключался в том, что в стране не существовало частной собственности, а налоги, как и общий ВВП страны считался как бы «государственным» — и всё, что строилось и создавалось на эти деньги, считалось чем-то вроде «государственной милости». Построили вам квартиру? — Скажи спасибо государству! Привезли в магазин свежую рыбу? — Государство заботится о нас! О том, что всё это делалось на деньги тех самых рабочих и крестьян, говорить было как-то не принято, "создано на государственные средства", и всё тут.
Это ложное представление было повсеместным, и профильтровывалось «сверху вниз» во все сферы советской жизни, что разумеется не могло не порождать конфликты на бытовом уровне.
Итак, где и как именно вам могли нахамить в СССР.
В магазинах.
Пожалуй, «классика жанра», запомнившаяся многим по позднесоветским годам. Продавцы постоянно ругались с покупателями, пытаясь «впарить» неликвид вроде плохих помидоров («а мятые кто брать будет, Пушкин?»), а покупатели собачились между собой за место под солнцем в очереди («вас тут не стояло!»). Вежливость в сфере советской торговли была "ненужным рудиментом", так как внутри этой сферы не существовало конкуренции (все магазины были государственными), и продавцам не нужно было бороться за покупателя — покупатели всё равно пойдут в единственный на районе овощной, чтобы купить подгнивший лук или капусту, других вариантов у них нет. Очень хорошо помню, как изменилась ситуация с появлением первых коммерческих магазинов — там отношение к покупателям было совсем другим, так как продавцы были в них кровно заинтересованы. Да и сами покупатели не ругались между собой — в коммерческих магазинах не бывало дефицита и очередей, всего было вдоволь.
В общественном транспорте.
Думаю, многие читатели еще помнят эпичные скандалы и даже драки в советских трамваях и автобусах. Возникали они чаще всего всё по той же причине — борьбе за ресурс, в данном случае свободное место, плюс нередко возникали "классовые разборки". Частного автотранспорта в СССР было очень мало, и гражданам приходилось добираться на работу почти исключительно в общественном транспорте, который был постоянно перегружен (по крайней мере, в Минске было именно так). В трамваях возили полные сумки продуктов, какие-то доски и канистры, коробки с рассадой — места постоянно не хватало, из-за чего возникали скандалы и ругань, иногда доходящие до потасовок. Кроме этого, часто начальная и конечная точка маршрута трамвая или автобуса соединяли какой-нибудь завод со спальным районом, и на этих маршрутах (особенно в пятницу вечером) ездил весьма «специфисский» контингент граждан, посторонним там лучше было не появляться. Уже после распада СССР многие граждане смогли купить себе личные автомобили, маршруты общественного транспорта стали оптимизироваться и разгружаться, такси перестало быть роскошью, и как результат — число конфликтов в общественном транспорте значительно уменьшилось.
В районных поликлиниках и в других медицинских учреждениях.
Здесь действовало то же правило, что и в советской торговле — «куды ты денешься, всё равно к нам придешь!» В СССР не существовало частных медицинских центров, по сути не было вообще никакой альтернативны «государственной» медицине, и часто для получения какой-нибудь ничтожной медицинской справки людям приходилось унижаться и выслушивать негативные тирады просто потому, что а) у районной врачихи плохое настроение, б) у нее сегодня было 50 посетителей, а вы 51-й и она уже устала, в) вы ей просто почему-то не понравились и г) «ходят тут за всякой ерундой, вместо того чтобы дома сидеть!». Как и у работников других отраслей советской экономики, у врачей не было ощущения, что они живут за счет вот тех самых пришедших к ним на прием рабочих Петрова и Сидорова, у которых из зарплаты высчитали налоги на медицину, и отношение было соответствующим — «зарплату мне платит государство, а вы (Петров и Сидоров) имеете «бесплатную медицину» и что-то тут еще требуете!» В постсоветские времена стали появляться частные медицинские центры, где прямая оплата тех или иных медицинских услуг сделала своё благое дело — врачи и другой персонал стали вежливыми и внимательными.
В госучреждениях.
Номинально в СССР считалось, что в стране функционирует «народная» власть, которая якобы защищает интересы «трудящихся». На самом деле сложно представить себе более далекую от народа власть, чем органы власти времен СССР — в стране существовала только одна партия и де факто не существовало никаких выборов, все «выборы» в органы местной власти заключались только в том, чтобы выбрать между коммунистом Ивановым, комсомольцем Петровым и (изредка) беспартийным Сидоровым. Кроме того, на большинство руководящих должностей люди вообще «назначались», и разумеется, больше старались угодить вышестоящему начальству, чем простым людям. На практике это выливалось в бюрократическую волокиту даже по самым мелким вопросам, да и нахамить простому посетителю было в порядке вещей — по сути, органы власти никак не отчитывались перед народом за свою деятельность, и несли ответственность только перед начальством. В прессе времен Перестройки стали появляться десятки, если не сотни разоблачительных и обличительных статей, направленных против местных властей — это прорвался тот нарыв, который до этого зрел десятилетиями. С распадом СССР те бывшие советские республики, что стали двигаться в сторону цивилизации, сделали у себя в странах честные выборы, и выбранные народом власти ведут себя совсем иначе.
В милиции.
Сейчас в это трудно поверить, но нарваться на хамское отношение со стороны советской милиции вы могли лишь только за свой внешний вид — в определенные периоды советской истории «неподходящим внешним видом» могли быть признаны джинсы, длинные волосы, серьга в ухе или просто общий вид «стиляги и нетрудового элемента». За это у вас могли спросить документы и, например, потребовать снять серьгу. В случае отказа конфликт мог закончиться отбыванием 15-ти суток по статье «за мелкое хулиганство». Не буду говорить, что этим занимались все милиционеры (там хватало вполне достойных людей), но я слышал про случаи, когда менты наслаждались своей властью в таких случаях — просто подходя к человеку и цепляясь к его внешнему виду. Отчасти это происходило всё по той же причине — милиция «не понимала», что живет на средства тех самых граждан, получала деньги «от государства», и это же «государство» и охраняла. Ближе к концу СССР милиция стала немного меняться, к внешнему виду граждан цепляться перестали, и отчасти именно это породило яркую и пеструю визуальную культуру 1980-х годов — с их причудливой формы прическами, макияжем и одеждой).
В квартирах и подъездах.
В принципе, скандалы с соседями не так уж редки и в наши дни, но в советское время они имели весьма специфический окрас — во-первых, существовало множество коммунальных квартир, где в условиях ограниченного пространства, ограниченных ресурсов и ограниченной приватности были вынуждены существовать множество людей — что разумеется, не могло не порождать конфликты. Во-вторых, не существовало рынка недвижимости, квартиры «распределялись сверху», из-за чего было размазано само понятие социальных слоев, и часто интеллигенция была вынуждена жить на одной площадке с уголовниками-рецидивистами. Всё это порождало конфликты, которых просто не существует в других странах — там различные слои населения с различными взглядами на жизнь живут, как правило, обособленно и гармонично.
Фото: www.globallookpress.com