Posted 20 января 2020,, 11:44

Published 20 января 2020,, 11:44

Modified 7 марта, 15:04

Updated 7 марта, 15:04

Руслан Гринберг: “Ситуация с расслоением общества близка к критической”

Руслан Гринберг: “Ситуация с расслоением общества близка к критической”

20 января 2020, 11:44
Фото: yandex.by
По итогам 2019 года в совокупности 2153 миллиардера по всему миру оказались богаче, чем 4,6 млрд самых бедных людей на планете. Как пояснил эксперт, бороться с расслоеним общества можно обеспечивая общий экономический рост и социальное выравнивание. В России не происходит ни того, ни другого.

По итогам 2019 года в совокупности 2153 миллиардера по всему миру оказались богаче, чем 4,6 млрд самых бедных людей на планете — в руках двух с небольшим тысяч человек сосредоточено 60% мировых денег, говорится в докладе "Время заботиться" международной благотворительной организации Oxfam.

В России, согласно данным швейцарского Credit Suisse, 10% наиболее обеспеченных россиян владеют 83% совокупного благосостояния всех российских семей.

Руслан Гринберг, российский экономист, доктор экономических наук, член-корреспондент РАН, директор Института экономики РАН, в комментарии “НИ” отметил, что подобное расслоение общества может привести к социальным возмущениям в мире. В России же необходимо ввести прогрессивный налог — это единственный способ сохранить спокойствие в стране:

“Ситуация с расслоением общества близка к критической — как говорится, призрак коммунизма бродит по Европе. На самом деле речь идет о том, что неравенство — нормально для рыночной экономики. Понятно, что в Советском Союзе у нас было абсолютно неприемлемое равенство, слишком эгалитарное государство. Сейчас наоборот — слишком элитарное.

Президент Кеннеди, один из самых приличных президентов, сказал: “Если вы не хотите мирную революцию — получите насильственную”. Неравенство — это нормально, когда доходы растут у всех: и у богатых, и у бедных. В конце концов, пусть даже у богатых быстрее растут доходы, чем у бедных — но все равно растут. Мы же имеем ситуацию, когда богатые богатеют, у бедных же либо роста доходов нет, либо они беднеют, — это серьезная обстановка, которая чревата в том числе беспорядками.

Правда, у нас люди послушные: бедные привыкли к бедности, нищие — к нищете. Поэтому не думаю, что в ближайшее время возможны социальные эксцессы.

Конечно, ситуация тяжелая, потому что даже если у человека доход не на минимальном уровне, а выше, даже в случае среднего дохода нет ощущения перспективы жизни.

Такие показатели — просто скандал. Как говорил Конфуций, стыдно быть бедным в богатой стране, но еще стыднее быть богатым в бедной стране. И это, по-моему, наш случай.

Выходы из ситуации совершенно очевидны — их всегда два: это когда пирог растет, и хоть маленькая часть, но достается всем в силу прироста, и социальное выравнивание. Последнее предполагает заботу государства через налоговую систему и выращивание среднего класса. У нас в стране не работает ни то, ни другое: нет ни роста пирога, ни социального выравнивания. Так что я считаю, что пришло время ввести хотя бы какое-то подобие прогрессивного налога, что кажется мне неизбежным для сохранения социального спокойствия в стране”.

"