Posted 19 октября 2020,, 13:59

Published 19 октября 2020,, 13:59

Modified 7 марта, 14:38

Updated 7 марта, 14:38

Павел Чиков: «МВД РФ надо разделять как по горизонтали, так и по вертикали»

Павел Чиков: «МВД РФ надо разделять как по горизонтали, так и по вертикали»

19 октября 2020, 13:59
Фото: https://www.youtube.com/watch?v=w6mvd1Eo3Is
В России «плохой инвестиционный и деловой климат» и «неразвитые политико-правовые институты». В переводе с научного языка это означает, что одним из главных препятствий для экономического роста является неэффективная, коррумпированная и неподотчётная правоохранительная система.

В программе «Что (же) делать?» на телеканале «Дождь» Сергей Гуриев поговорил о «видении оптимальной правоохранительной системы в прекрасной России будущего» с руководителем Международной группы «Агоры» Павлом Чиковым, который больше 15 лет вместе со своими коллегами защищает права российских граждан, в том числе и от произвола силовиков.

«Есть определённые системные проблемы, которые очевидны и которые мешают прежде всего. Это, конечно же, большая консолидация политической власти и полномочий в руках правоохранительных органов, их централизация, их федеральное подчинение, их численность, их функционал, их бюджет – раздутый, гигантский. И это, естественно, неадекватно ко многим вещам, начиная с элементарной системы издержек и противовесов, заканчивая избыточной бюджетной нагрузкой.

Кроме того, не очень адекватно всё, с точки зрения существующей ситуации с преступностью.

Нужно сказать, что у нас по всем данным - стойкий, длительный, многолетний минимальный уровень преступности за последние сто лет. За всё советское время, за всё постсоветское время сейчас самый низкий уровень преступности.

Для чего нужны правоохранительные органы? Реагировать на преступность. Если преступность низкая – зачем нам столько правоохранительных органов?

Показатель количества полицейских на душу населения – он глобальный, во всех странах его можно посчитать.

Известна среднемировая цифра – это три полицейских на тысячу жителей.

Во многих цивилизованных развитых странах – странах развитой демократии, но и в не очень развитых тоже – один полицейский на тысячу жителей. В Японии, в Скандинавии, в Индии это так. В США – это три с небольшим.

А у нас, ну, скажем так, это грубый подсчёт будет, но не меньше девяти полицейских на тысячу жителей. А возможно, это число – двенадцать.

То есть, в любом случае, мы можем легко ставить перед собой задачу сокращения штатной численности правоохранительных органов.

А это значит, что высвободится больше денег – в три раза; можно будет увеличить денежное довольствие оставшимся и повысить к ним требования, следовательно, можно будет выбирать как минимум одного из троих, а лучше зачерпывать людей извне этой системы.

Вот это одна такая магистральная вещь.

Вторая вещь… Мы живём с вами в декларируемой федерации. В реальности все полицейские правоохранительные функции имеют федеральное подчинение.

Более того: одной из основных идей реформы полиции 2010-2011 годов, которая не была декларирована и на которую не было запроса у общественности, но которая была реальным заказом со стороны администрации президента, было окончательное решение вопроса с федерализацией полиции. Потому что до того времени милиция подчинялась одновременно и «наверх», и «в сторону», то есть, грубо говоря, региональным властям.

У нас были такие, например, дела: один конкретный участковый избил задержанного, его осудили и когда дело дошло до взыскания в пользу потерпевшего компенсации за причинённый ему вред, возникал вопрос: а из какого бюджета платить?

Были случаи, когда суд взыскивал «солидарно» - с муниципального, регионального и федерального бюджета по 33 %, потому что зарплата этого участкового складывалась из трёх разных бюджетов.

А сейчас всё подчинено только «наверх», сейчас все полицейские сидят на зарплате только федерального центра.

Федеральное подчинение и централизация была задачей полиции, а нужно как раз децентрализировать, потому что мы живём в федерации и федеративное устройство корреспондирует большие полномочия в регионы, большие полномочия на муниципалитеты, и к этому есть ещё и логическая привязка, потому что преступность в 90 % случаев – дело местной полиции. Преступность абсолютно специфическая в каждом конкретном регионе.

В приграничных районах преобладает какая-нибудь контрабанда, а где-то в Сибирском регионе – незаконная вырубка леса. Где-то это наркотрафик - далеко не все регионы стоят на наркотрафике. Там, где больше городского населения, это могут быть квартирные кражи, там, где сельская местность – кражи скота. Всё это разные преступления и они по-разному раскрываются.

…В этом году популярным стал твиттер МВД Якутии. У них очень весёлый СММ-щик и он пишет об их делах, на какие выезды там выезжают. И это натурально смешно. Когда ты читаешь такие новости из крупного города – все по этому поводу веселятся…

В МВД Якутии есть, например, Центр противодействия экстремизму. Федеральный центр с них требует, вынь да положь – выявленные случаи; профилактические мероприятия; «включённых в список потенциальных экстремистов» и прочие индикаторы, но нет в Якутии никаких экстремистов. А они должны быть.

И на этот подход тратятся людские ресурсы, финансовые ресурсы, время, политическая воля, власть.

И вот это искажение реальной картины – оно гигантское, потому что всё в итоге заточено на одного конкретного человека – министра внутренних дел.

Теория управления говорит о том, что организация численностью полмиллиона человек, миллион человек может быть эффективной только в одном случае – если это армия, находящаяся в состоянии войны, где за неисполнение приказа следует мгновенное наказание на месте.

То есть, грубо говоря, теория организации говорит о том, что не может быть эффективной такая структура как МВД России в её нынешнем виде.

Следовательно, её нужно уменьшать. Разделять её нужно, очевидно, как по горизонтали, так и по вертикали».

Полную версию беседы можно посмотреть здесь.

"