Рус
Eng

Нищие учителя – отсталые регионы. Как доходы педагогов влияют на уровень жизни

Аналитика
Нищие учителя – отсталые регионы. Как доходы педагогов влияют на уровень жизни
Нищие учителя – отсталые регионы. Как доходы педагогов влияют на уровень жизни
19 сентября, 17:17Фото: 1МI
Эксперты выяснили, что чем ниже зарплата учителей, тем беднее регион, в котором они преподают

Чуть меньше 40 тысяч рублей «чистыми» (39 500) составила средняя зарплата учителей в России в 2021 году, что равняется примерно 3,2 прожиточных минимума (ПМ), посчитали, исходя из данных Росстата, эксперты канала «Равенство».

Интересно тут, что уровень зарплат относительно ПМ по сравнению с 2020 годом, в 2021 снизился на 2%, а в первом полугодии 2022 года по сравнению с тем же периодом 2021 года – уже на 5%!

Любопытно, что до этого зарплаты российских учителей росли, правда, при этом росла и их нагрузка, о чем заявили 70% самих преподавателей, опрошенных аналитиками ВШЭ.

В то же время неравенство регионов с самыми бедными и богатыми учителями выросло на 7% выросло. Неудивительно, что педагоги столичных школ, а также школ в нефтегазодобывающих регионах страны получают намного больше остальных 4–5,3 ПМ, тогда как учителя в Забайкалье, на Северном Кавказе, в Ивановской Псковской областях не в пример беднее - 1,6–2,2 ПМ.

Понятно также, что там, где учителя беднее, качество образования зачастую хуже. Аналитики «Равенства» проанализировали данные Рособрнадзора и Росстата, и пришли к мнению, что отставание в качестве образования, только закрепляет отставание самих регионов.

Эксперты приводят свою методику подсчета этой зависимости:

  1. Данные о номинальных зарплатах педагогов основаны на итогах наблюдения Росстата за 2021 год.
  2. Для сравнения регионов России по относительному уровню оплаты труда педагогов величина номинальной зарплаты уменьшена на подоходный налог и поделена на прожиточный минимум (ПМ) в регионе. Уровень прожиточного минимума взят средний за 2021 год.
  3. Качество образования оценивалось Рособрнадзором по экзаменам 2021 года по 4-м критериям: минимальная подготовленность (сколько сдают экзамены), максимальная подготовленность (сколько сдают отлично), образовательное равенство (разброс в уровне подготовке) и функциональная грамотность (выполняемость заданий по применению знаний на практике). Приведен средний балл по всем критериям.
  4. Уровень корреляции между относительным уровнем зарплат и качеством образования в областях Центральной России достигает 64%, что может говорить о заметном уровне связи.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter