Posted 19 сентября 2020, 15:12

Published 19 сентября 2020, 15:12

Modified 7 марта, 14:37

Updated 7 марта, 14:37

Прогноз: малый бизнес войдет в "сети вытянутой руки"

19 сентября 2020, 15:12
Российский эксперт Владимир Сидоров предложил стратегию развития социальных сетей. Это, по его мнению, изменит представительную демократию и резко повысит роль и качество муниципального управления в стране.

Владимир Сидоров, Ельцин-Центр, Институт ВЭБ

За последние 20 лет невиданно разрослись бизнесы социальных сетей и интернет-торговли. Amazon, Facebook, Tencent - гигантские по капитализации компании мира, с числом подписчиков и пользователей в половину населения Земли. Но, как ни странно, в этих высокотехнологичных сервисах заложен механизм разобщения, а не консолидации общества. Дальнейшее развитие этих бизнес-империй, на мой взгляд, пойдет по пути оказания локальных услуг, а не глобальных расстояний и моделей – и будут изменяться для оказания услуг и поставка необходимых товаров "здесь и сейчас".

Социальная сеть «на расстоянии вытянутой руки», когда подлётное время к источнику платежа (заказчику) будет не более двух часов или меньше. Или по расстоянию – не более 100 км. Пример: купить готовых домашних пирожков или пригласить повара на качественную прожарку мяса из "соседей" на обед или завтрак. Возможно, что более детализированные параметры поиска позволит обеспечить оплату не деньгами - а услугами, консультациями (к примеру, за пирожки я готов рассчитаться 3-5 CD хорошего качества, или передать подписку на определенные сервисы, а провайдер услуги может готов это принять в виде оплаты). По меньшей мере, старая бартерная модель могла бы именно на этом уровне работать, монетизируя доступные в распоряжении заказчика предметы и сервисы. И тогда сеть общения "здесь и сейчас" могла бы обрести свой истинный смысл: знай кто рядом, с кем посоветоваться и от кого и что получить здесь и сейчас.

Бабушкины рецепты – грудной сбор? Возможно, он имеется у соседа? Как быстро избавиться от проблемы со здоровьем – фельдшерские рецепты тяжело найти – а «сарафанное радио» им обладает. Варианты Shoot the Moon – «достанем до звезд» останутся для FB, VK и так далее. Снятие ограничений на немедленное предметное общение и конкретную, ощутимую пользу - магистральный путь, тогда и нагрузка на поставщиков "стандартизированных" услуг снизится, и все участники приобретут. В конечном итоге, жизнь сводится к стандартным ситуациям на 500-600 «историй» - и они должны быть удовлетворены здесь и сейчас в сроки до 2-3 часов максимум. Лучше меньше.

Ну вот захотелось выпечки с утра. Кто привезет? Этого человека Вам лучше лично знать или иметь надежные рекомендации от соседей! Конечно, для удовлетворения уникальных информационных и специальных запросов и потребностей будут глобальные экспертные и товаропроводящие сети. А их подразделения - "социальные сети вытянутой руки" - заберут траффик и монетизацию на 50% (моя оценка).

Я полагаю, что сетевому бизнесу надо идти в открытые сообщества, "соседства" – именно там есть нераскрытый потенциал глобальных социальных сетей и сетевых сервисов. Микрометр услуг и товаров (как устойчивые модерируемые подразделения глобальных сетей) – это вариант на ближайшее будущее. Здесь возникнет микроэкономика – и при гарантированном базовом доходе каждый человек, обладающий хоть небольшими предпринимательскими навыками или имеющий запасы (стоки) товаров или инструментов (предметов, сможет получать инкрементальный (дополнительный) доход. Но я пока не вижу миграции крупного сетевого бизнеса в эту сторону, нет надежных предложений.

Как ни странно, в России создано самое передовое и либеральное законодательство для поддержки такого варианта развития сетевого бизнеса – Закон о кооперации. Потому что бизнес – это не про деньги, это про оказание услуг калиброванного (и гарантированного) характера здесь и сейчас, бизнес это – про кооперацию. Это касается обучения, здоровья (ограниченно), ЗОЖ, бытового непрофессионального спорта, элементарного набора бытовых услуг, финансовых услуг (как бороться с УК ЖКХ, как платить налоги, взаимное кредитование, локальный банкинг, страхование, консалтинг), поисковых проблем конкретных товаров и так далее. Нужна будет бытовая, предметная, микроскопическая настройка глобальных сервисов, которые они смогли бы осуществить уже в ближайшее время.

Вам надо сегодня сделать презентацию, а есть только текст в формате Word? Надо написать письмо на хорошем английском (немецком, китайском, арабском)? Надо срочно найти нужный товар, заказать доставку на дом – а у Вас нет времени или Вы просто не очень хорошо это умеете делать? Примеров масса: хочу сейчас выкурить сигару. Ближайшая поставка - через 3 дня. А у соседа она есть. Пусть продаст? Или обменяет на то, что у меня есть здесь и сейчас. Торт. Музыка. Услуга. Или возьмет услугой (любой по выбору), и меню услуг здесь - ограничено теми же 500-600 сервисами немедленной востребованности.

Global outreach в этом случае - частный случай пользы. Здесь огромные возможности для рекламы, венчурных идей, фандрайзинга. Также будут созданы локальные shareware centers – центры коллективных услуг и оборудования. Все мои соседи имеют электропилы, газонокосилки, массу нужного и ненужного оборудования. Используется все это богатство очень редко. Будет более логично и прагматично любую мелкую и крупную вещь арендовать на время работы. А такие Центры станут их ремонтировать, приводить в порядок и получать доход от сдачи в аренду. При этом они примут в аренду от соседств такие инструменты, и люди будут получать дополнительный доход. Лучше всего это получится у условного Amazon. Снизятся запасы и количество хранимых в домах и квартирах инструментов и общая инвентория (склад) переместится в такие центры. Все это будет по доступным ценам по требованию и в сроки «здесь и сейчас». Возникнут небольшие мастерские по ремонту и обновлению (смазке, покраске) различного домашнего инвенторя и мелкой техники – а это рабочие места в шаговой от дома доступности.

Такое развитие создаст принципиально новую связанность между людьми. Повысит мобилизационный потенциал на случай природных и техногенных катастроф. Позволит нас опять почувствовать не горожанами (или селянами) – а Гражданами, которые принимают ответственные решения сначала для себя, а потом и для друзей и соседей. Потому что гражданская ответственность начинается из ответственности за свою работу (услугу, совет), из квалифицированного и прагматичного потребления.

Макс Вебер писал, что основа представительной демократии – в средневековых общинах производителей (обувщиков, кузнецов, портных). Эта община голосовала за принятие новых членов и гарантировала качество их работ. Если украл или сделал плохую работу – мастер из общины изгонялся и больше к нему не шли клиенты. Далее этот подход был распространен на городской уровень – и тогда жители выбирали себе мэра и шерифа…Потому что знали кто этот мэр или шериф, и знали, что голосование – это не только выбор, но и ответственность. «Сети вытянутой руки» деанонимируют гражданина, заставят его ответственно относиться к окружающей среде, позволят повысить безопасность соседств (neighborhoods), запустят мощные горизонтальные связи – и позволят укрепить местные власти ответственными и профессиональными людьми.

Прогнозируемый вариант развития социальных сетей и сетевых сервисов – очень быстро и радикально изменит функцию власти в своем первичном, низовом, максимально приближенном к гражданину звене, поскольку сам гражданин будет меняться – из пассивного потребителя станет активным участником бизнес-диалога.

Такое развитие бизнеса активизирует характер действий местной горизонтальной взаимопомощи, сделает низовую власть нужной и важной - как участника, контролера, девелопера и гаранта работы социальных сетей и сервисов «на расстоянии вытянутой руки». Это придаст локальным властям функционал верификации, стандартизации и гарантий своим общинам, что в целом повысит доверие к власти. В этом, на мой взгляд, будущее местного самоуправления и представительной демократии.

Подпишитесь