Posted 19 августа 2022,, 10:03

Published 19 августа 2022,, 10:03

Modified 7 марта, 12:01

Updated 7 марта, 12:01

Кризис со знаком "плюс": что изменилось в Ираке после падения режима Саддама Хуссейна

Кризис со знаком "плюс": что изменилось в Ираке после падения режима Саддама Хуссейна

19 августа 2022, 10:03
Фото: Соцсети
Сегодня эта страна впервые за свою историю переживает то, что обычно случается лишь в демократических странах, а именно: конституционный кризис.
Сюжет
Власть

Америку часто упрекают в развязывании войны в Ираке под ложным предлогом. И в самом деле, предлог был ложным и решение о вторжении было опрометчивым и необдуманным. Но сейчас, пару десятилетий спустя, становится всё более очевидным, что результаты американского вторжения в Ирак в целом скорее положительные, чем отрицательные. В любом случае, большинство иракцев вряд ли хотели бы вернуться во времена кровавой диктатуры Саддама Хуссейна.

Американский журналист Сабиржан Бадретдинов в своем блоге задался вопросом: что же изменилось в Ираке в лучшую сторону после 2003 года, когда международная коалиция во главе с США вторглась в Ирак?

«Во-первых, вместо жестокой диктатуры установилась плюралистическая система, с разделением властей, с реальной конкуренцией различных партий и регулярной сменяемостью власти. Эта система омрачается временными вспышками насилия, но она в целом работает.

Во-вторых, все основные этно-религиозные группы страны (шииты, сунниты и курды) получили доступ к власти. До того, как был свергнут режим Хуссейна, вся власть была в руках суннитов, составлявших меньшинство населения страны. С принятием новой конституции в 2005 году, за шиитами была закреплена должность премьер-министра, за суннитами - должность спикера парламента, а за курдами - должность президента.

В-третьих, за последние 10 лет резко понизился уровень насилия в стране. В первые годы после иностранного вторжения количество терактов было умопомрачительно огромным: регулярно взрывались бомбы в общественных местах таких как уличные базары, взрывались мечети (как шиитские, так и суннитские), совершались покушения на тех или иных политиков. Примерно после 2010 года уровень насилия начал постепенно понижаться и сегодня взрывы или убийства уже редкость.

Кроме того, если Ирак Саддама Хуссейна, с его четвёртой по величине армией в мире представлял непосредственную угрозу для Израиля, то сегодня эта опасность намного уменьшилась, если не исчезла вовсе. Да, лидеры Ирака и сегодня антиизраильски настроены, но ввиду распылённости власти между многочисленными партиями, движениями, религиозными общинами и политиками, принятие решения о военном нападении на Израиль просто не представляется реалистичным. Да и небольшой американский военный контингент всё ещё остаётся в стране.

Сегодняшняя ситуация в Ираке достаточно своеобразна. Страна впервые за свою историю переживает то, что обычно случается лишь в демократических странах. А именно: конституционный кризис.

В результате прошлогодних выборов в парламент, коалиция во главе с шиитским клериком Муктадой аль-Садром получила большинство голосов, но из-за бойкота выборов со стороны другой шиитской коалиции (связанной с Ираном), не могла создать правительство. В знак протеста, коалиция аль-Садра покинула парламент. Противники аль-Садра тут же заняли все освободившиеся места и начали создавать своё правительство. В ответ, сторонники аль-Садра блокировали вход в парламент и продолжают эту блокировку уже довольно долгое время.

Непонятно, чем закончится этот кризис, но привлекает внимание тот факт, что он пока не сопровождается насилием. А это довольно положительный признак. Признак постепенного укоренения принципа плюралистического сосуществования…»

"