Posted 19 мая 2020,, 13:41

Published 19 мая 2020,, 13:41

Modified 7 марта, 15:01

Updated 7 марта, 15:01

Андрей Кортунов: «За COVID-19 Китай могут наказать политически, но не юридически»

19 мая 2020, 13:41
Президент США Дональд Трамп в последнее время постоянно поднимает тему привлечения Китая к ответственности за распространение коронавируса по всему миру. Андрей Кортунов, генеральный директор Российского совета по международным делам, обсудил с «НИ» перспективы подобной инициативы.

— Я думаю, что, если говорить о финансовых последствиях, перспективы подачи исков к Китаю по возмещению ущерба от пандемии не велики, поскольку в любом случае Китай не признает свою ответственность. Такой прецедент, если бы был создан, мог бы привести к очень серьёзным последствиям. Линия обороны Китая уже примерно понятна: они будут говорить о том, что сделали максимум для того, чтобы не допустить распространения пандемии, а во-вторых, будут ссылаться на то, что предыдущие пандемии, начиная со СПИДа, не влекли за собой подобные иски, хотя в некоторых случаях обвинения могли предъявляться даже США. Есть такая точка зрения, что эпидемия СПИДа началась в Соединённых Штатах.

Это, скорее, политическое, нежели юридическое, оружие. На данный момент китайская борьба с коронавирусом выглядит более успешной и эффективной чем то, что делается на Западе, конечно, в этой войне нарративов очень важно перехватить инициативу.

Что касается конкретных штатов, то целью подобного рода исков может быть получение дополнительной государственной поддержки и привлечение внимания к своим проблемам. Я думаю, что вряд ли кто-то надеется на то, что возможно получить компенсацию в таких объёмах. Конечно, есть теоретическая возможность отказаться от выплаты долгов, но тоже маловероятно. Это - разрушение финансовой системы. Если Соединённые Штаты объявят дефолт по своим обязательствам, это подорвёт глобальное доверие к американским финансовым ценным бумагам. Думаю, что это маловероятно.

— Сейчас уже 120 государств договорились о проведении общего расследования причин пандемии. Если оно подтвердит, что Китай не вовремя поставил ВОЗ в известность, поздно закрыл границы, может ли это вовлечь за собой иски иных государств? Станет ли это прецедентом?

— Теоретически это возможно, хотя, если посмотреть на инициативу со стороны Австралии, поддержанную большим количеством государств, она сформулирована очень аккуратно. В тексте предложения не содержится никаких обвинений Китая, даже ссылок на Китай. Говорится о том, что необходимо выяснить причины, пути распространения и так далее с тем, чтобы создать условия для предотвращения таких эпидемий в дальнейшем. Конечно, можно предположить, что в итоге расследования будут выдвинуты обвинения в отношении Китая, но я думаю, что скорее возможны другие решения.

Например, Китай будет вынужден увеличить объём гуманитарной помощи странам, которые оказались в наиболее тяжёлом положении. Собственно, Китай уже начинает это делать. Но давление на него будет сильнее, и речь пойдёт не о 2 миллиардах, а о других, более существенных суммах. Политическое давление на китайские власти будет увеличиваться.

Если будет создан такой прецедент, он вызовет последствия, выходящие за рамки пандемии. Условно говоря, экологическое загрязнение, которое производится Китаем, безусловно имеет следствие для многих соседних государств. Для России в том числе. Эту цепочку можно тянуть как угодно далеко. Я думаю, что и Китай никогда не признает, и вряд ли такие попытки будут предприниматься. Речь идёт о суверенитете. Я с трудом себе представляю ситуацию, когда это сможет привести к юридически обоснованным выплатам.

— Можно ли это сравнивать с военными контрибуциями или с тем, что Германия до сих пор выплачивает деньги жертвам нацизма?

— Теоретически можно. Но, даже если допустить, что Китай несёт ответственность в распространении вируса, невозможно доказать, что это была умышленная стратегия Пекина содействовать распространению пандемии и нанести экономический или иной ущерб своим геополитическим противникам. Это всё-таки не война, когда есть стратегия, есть документы, подтверждающие наличие злого умысла. Это скорее можно сравнить с Чернобыльской катастрофой, затронувшей ряд стран. Теоретически на СССР могли наложить ответственность за последствия, связанные с радиоактивным загрязнением ряда государств. Или кислотные дожди, которые переносятся через границы.

Но говорить о войне, мне кажется, было бы натяжкой. Доказать наличие умысла было бы очень трудно.

— Известны ли попытки привлечь к ответственности государство за причинённый ущерб в результате эпидемии или экологической катастрофы?

— Были попытки в превентивном порядке привлечь к ответственности за возможный экологический ущерб. Например, при строительстве Нильской плотины Эфиопией, когда Египет пытается вчинить иск в связи с тем, что эта плотина изменит водосток Нила и нанесёт ущерб сельскому хозяйству. Но эта ситуация явная. Речь идёт о том, что Эфиопия сознательно строит плотину, которая изменит режим водоснабжения. У нас есть такие потенциальные проблемы с Монголией, которая строит плотину на реках, которые впадают в Байкал, что может привести к его обмелению. В этом смысле такая практика существует, но чаще всего связана с экологией.

Были попытки, когда распространялись заболевания у домашних животных, вызывавшие большие убытки. Лет двадцать назад – вспышка сибирской язвы у коров. Было разбирательство в Евросоюзе, но оно ничем не закончилось. Никакую страну не признали несущей ответственность за эту вспышку.