Posted 19 апреля 2021, 11:37

Published 19 апреля 2021, 11:37

Modified 3 октября, 06:04

Updated 3 октября, 06:04

Главный урок Сахарова. К 100-летию со дня рождения великого ученого и правозащитника

19 апреля 2021, 11:37
Андрей Сахаров был уверен в том, что лучший «локомотив истории» это эволюция, а не революция

Борис Альтшулер, правозащитник

21 мая с.г. 100-летие Андрея Дмитриевича Сахарова, великого ученого и великого человека – создателя самого страшного оружия в истории человечества и одновременно Лауреата Нобелевской премии мира. Сахаров умер более 30 лет тому назад. Но достаточно ознакомиться с его выступлениями (см. ниже), чтобы увидеть, насколько они актуальны сегодня.

Вначале небольшое напоминание, что такое Сахаров и почему он, никогда не занимавший никаких властных постов, оказался таким влиятельным. Как он сам как-то пошутил, имея ввиду «верхний этаж власти»: «Я не на верхнем этаже. Я рядом с верхним этажом, по ту сторону окна».

«Сегодня термоядерное оружие ни разу не применялось против людей на войне. Моя самая страстная мечта (глубже чего-либо еще) - чтобы это никогда не произошло, чтобы термоядерное оружие сдерживало войну, но никогда не применялось», - писал Сахаров в своих «Воспоминаниях».

В первой главе «Угроза термоядерной войны» знаменитой статьи 1968 года «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе» Сахаров описывает страшные последствия такой войны, говорит, что «уже сейчас накоплено достаточно зарядов для многократного уничтожения всего человечества» и в завершение этого раздела пишет:

«Каждое разумное существо, оказавшись на краю пропасти, сначала старается отойти от этого края, а уж потом думает об удовлетворении всех остальных потребностей. Для человечества отойти от края пропасти — это значит преодолеть разобщенность.»

И этот призыв Сахарова был услышан. Согласно ныне рассекреченным документам КГБ СССР и Политбюро ЦК КПСС, эта распространенная в самиздате и в конце мая 1968 года представленная в ЦК КПСС Председателем КГБ Юрием Андроповым, статья, а на деле объемная брошюра, Сахарова, была изучена Генеральным секретарем ЦК КПСС Леонидом Брежневым и по его поручению другими членами Политбюро. И что самое удивительное – предложения «Размышлений» Сахарова в сфере ядерной безопасности и смягчения международной напряженности стали приоритетами внешней политик СССР в последующие годы. Отсюда Договор СССР-США мая 1972 года об ограничении развития систем противоракетной обороны, отсюда в целом политика разрядки и ее апогей – созванное по инициативе СССР Хельсинкское совещание 35 государств (все страны Европы плюс США и Канада) с его Заключительным Актом от 1 сентября 1975 года и «Третьей корзиной» этого Акта - обязательствами стран-подписантов по соблюдению прав человека.

Естественный вопрос: почему такое внимание к документу академика Сахарова со стороны высшего руководства СССР. Объяснение этому чуду – вся 20-летняя предыстория работы Сахарова в «бомбовой» сфере. Леонид Брежнев немало общался с ним в тот период и бесконечно его уважал. Предложения Сахарова октября 1953 года определили ракетно-ядерную стратегию СССР на много лет вперед, и даже среди обвинений, предъявленных Михаилом Сусловым Никите Хрущеву после его отстранения от власти 4 октября 1964 года, звучало и такое: «В течение двух недель не показывал членам Политбюро письмо Сахарова о положении в советской биологической науке».

Но вернемся к «Размышдениям» 1968 года и последующим событиям. На практике, в реальной жизни всё было, мягко говоря, не столь оптимистично, как сказано выше («разрядка», «третья корзина» Хельсинкского Акта…). Военно-политический и партийно-идеологический блоки советского Олимпа власти – эти консервативные и сверх влиятельные «башни Кремля» игнорировали все названные позитивные политические начинания, а репрессии 1977-1978 года в отношении членов Московской и республиканских Хельсинкских групп наглядно и целенаправленно продемонстрировали всему миру, что подпись под Хельсинским Актом лидера СССР Леонида Брежнева ничего не стоит. Сахаров хорошо понимал всю эту расстановку, понимал, что без реальных внутренних реформ в СССР никакое смягчение международной напряженности невозможно. Отсюда тезис о неразрывной связи международной безопасности и соблюдения прав человека, отраженный и в названии его Нобелевской лекции «Мир, прогресс и прав человека» (1975 г.).

При этом Сахаров уже в «Размышлениях» сформулировал четкие предложения по либерализации – демократизации - гуманизации внутренней политики СССР. Сделать это было нетрудно, поскольку «пилотный опыт» такого рода был налицо: «Размышления» писались в первой половине 1968 года, в период расцвета «Пражской весны» - попытки построения в Чехословакии «социализма с человеческим лицом». А подавление этой «весны» советскими танками 21 августа 1968 года стало демонстрацией нежизнеспособности созданной в СССР тоталитарной формы социализма. К великому сожалению, современная Россия с ее силовым зажимом оппозиции и критики начальства трагически приближается к той нежизнеспособной форме государственного устройства.

Не удивительно, что были проигнорированы все предложения «Размышлений» Сахарова, касающиеся внутренних реформ СССР. Удивительный, однако, что, согласно рассекреченным материалам Политбюро ЦК КПСС и КГБ СССР, все заявления и предложения Сахарова в течение многих лет, включая годы ссылки, КГБ предоставляло в Политбюро, где они читались и изучались. Мы не знаем конкретно кем изучались (хотя Михаил Горбачев мог бы это прояснить), но факт тот, что многие пункты программы «перестройки», объявленной Горбачевым 25 апреля 1985 г., совпадают с пунктами адресованной Л.И. Брежневу «Памятной записки» 1972 г. или книги Сахарова «О стране и мире» 1975 г. Андрей Дмитриевич отмечает это в его «Воспоминаниях»: «(Дополнение 1988 г. Очень интересно читать эти пункты через 13 лет, в 3-й год “перестройки”. Некоторые из них вошли в число официальных лозунгов перестройки. О включении большинства других мы можем только мечтать)…».

Шаг через десятилетия

И тут мы делаем шаг через десятилетия – прямо к сегодняшнему дню. Потому что те глубокие системные причины, те корыстные силы, которые крушили надежды перестройки, в полной мере присутствуют в Новой России сегодня. Сахаров жил и действовал в первые 5 лет (1985-1989) бурной «перестроечной» 7-летки. С его именем прямо связаны первые два чуда перестройки: освобождение политзаключенных в 1987-1988 годах и договор СССР и США о ликвидации термоядерных ракет средней и малой дальности в декабре 1987 года. И Сахаров прекрасно понимал, насколько опасно то, что тогда называлось «торможением перестройки». Некоторые его выступления того времени звучат более чем современно. Более 30 лет назад Сахаров фиксировал те системные причины, которые, во-многом, определяют наше настоящее и делают неопределенным, опасно непредсказуемым наше будущее.

1. О монополизме в государственном управлении.

А.Д. Сахаров:

«По действующей Конституции Председатель Верховного Совета СССР обладает абсолютной, практически ничем не ограниченной личной властью. Сосредоточение такой власти в руках одного человека крайне опасно, даже если этот человек – инициатор перестройки. В частности, возможно закулисное давление. А если когда-нибудь это будет кто-то другой?». (Из программного выступления на заключительном заседании I Съезда Народных Депутатов, 9 июня 1989 г.).

И сегодня мы опять наступаем на те же «грабли» монополии государственной исполнительной власти с Президентом Российской Федерации на вершине, когда государственная система стоит на одной «силовой ножке». А о «стабильном треножнике» (взаимно уравновешивающие исполнительная, законодательная и судебная власти), о сильном демократическом местном самоуправлении мы можем, как всегда, только мечтать.

Также автократические государства, в отличие от демократий, в принципе не способны системно решать проблему транзита власти, замены первого лица. Отсюда дворцовые перевороты, удушение царя подушками, отсюда катастрофические революции и распады государств. Отсюда опасная непредсказуемость и нестабильность таких систем, включая и нынешнее государственное устройство Российской Федерации. И обратим внимание на слова Сахарова «возможно закулисное давление». Та же мысль – в известной парадигме «короля играет свита». Сахаров понимал, насколько всё там непросто – в Кремле «под ковром». И поэтому никогда, в самых своих критических выступлениях не переходил на личности лидеров, не тыкал пальцем. Мудрый был человек.

А.Д. Сахаров (там же):

«Я считаю, что Съезд не решил стоящей перед ним ключевой политической задачи, воплощенной в лозунге: “Вся власть Советам!”», и далее: «Товарищи депутаты, на вас сейчас – именно сейчас! – ложится огромная историческая ответственность. Необходимы политические решения, без которых невозможно укрепление власти советских органов на местах и решение экономических, социальных, экологических, национальных проблем…».

Очень актуально это звучит сегодня, когда принимаются законы Российской Федерации, встраивающие местное самоуправление в вертикаль государственной исполнительной власти – при отстранении населения от принятия решений по насущным для граждан вопросам.

Справка: Федеральный закон № 62-ФЗ от 3 апреля 2017 г. упразднил приближенный к населению уровень городских и сельских поселений (установленный частью 1 статьи 131 прежней, до 2020 года, редакцией Конституции РФ), оставив только крупные городские округа. В новой редакции статьи 131 Конституции РФ упоминание о поселениях исключено и черным по белому написано: «Органы государственной власти могут участвовать в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц органов местного самоуправления в порядке и случаях, установленных федеральным законом» (п. 1.1. Ст. 131 Конституции РФ 2020 года). Уместно отметить, что эта новая формулировка статьи 131 вступает в противоречие со статьей 12 той же Конституции РФ, гласящей: «Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти».

Между тем, именно зависящая от местных избирателей, вынужденная учитывать интересы людей местная власть – основа демократического строя во всех развитых странах. И как тут не вспомнить земскую реформу местного самоуправления Императора Александра II, которая была последовательно проведена и до сих пор эффективно работает в единственной провинции бывшей Российской империи – Финляндии, стране с ничтожными, в сравнении с Россией, природными ресурсами и самым высоким в мире уровнем жизни.

2. О монополизме в правоохранительной сфере

А.Д. Сахаров (из проекта выступления на II Съезде народных депутатов; проект написан утром 14 декабря 1989 г., вечером того же дня Андрей Дмитриевич скончался):

«Реально в нашей жизни подозреваемый или обвиняемый находится в чрезвычайно тяжелых условиях давления следствия. У всех на памяти многочисленные случаи самооговоров, взятия вины на себя из-за пресс-камер, избиений, шантажа и угроз. У всех на памяти смертные приговоры невиновным, приведенные в исполнение не только в республиках, но и в Москве.».

Монополизм следственных органов, отсутствие эффективных судебного контроля и прокурорского надзора за следствием ФСБ России, Следственного комитета России и МВД России стало бедой для всех: нарушения законности при дознании и предварительном следствии, вплоть до получения признательных показаний с применением пыток, удушение силовиками бизнеса, фабрикация дел «для галочки», наград и «по заказу». Всё это остается безнаказанным, а суды штампуют обвинительные приговоры. Об этом в декабре 2019 года на встрече Президента России Владимира Путина с Советом по правам человека говорил Генри Резник, и его высокопрофессиональные предложения в январе 2020 года официально стали Поручениями Президента Российской Федерации. И вот 10 декабря 2020 года на следующей встрече Совета по правам человека с Президентом разговор о том же, но за год ситуация только усугубилась.

А.Д. Сахаров (из выступления на I Съезде Народных Депутатов, 9 июня 1989 г.):

«Съезд должен, по моему мнению, принять постановление, содержащее принципы правового государства. К этим принципам относятся: свобода слова и информации, возможность судебного оспаривания гражданами и общественными организациями действий и решений всех органов власти и должностных лиц в ходе независимого разбирательства, демократизация судебной и следственной процедур (допуск адвоката с начала следствия, суд присяжных, следствие должно быть выведено из ведения прокуратуры: ее единственная задача - следить за исполнением Закона). Я призываю пересмотреть законы о митингах и демонстрациях, о применении внутренних войск».

Что касается драконовских законов о митингах и демонстрациях октября 1988 года, то о них много говорится в «Воспоминаниях» Сахарова, включая эпизод января 1989 года на встрече Горбачева с интеллигенцией - страстное выступление на эту тему нашего замечательного писателя Виктора Астафьева и, как это частно бывало, уклончивая не по существу дела реакция Михаила Горбачева.

А если вернуться к следствию, то обращаю внимание на слова Сахарова: «Следствие должно быть выведено из ведения прокуратуры». И ведь это было сделано в 2006 году с созданием Следственного Комитета России! Такое разделение следствия и прокураторы можно было только приветствовать, была надежда, что прокуратура займется, наконец, своими прямыми обязанностями – надзором за соблюдением законности при следствии. Но вот беда – законодатель лишил прокуратуру такого права. Кто-то очень сильный пролоббировал этот законодательный абсурд. Результат – то беззаконие правоохранителей, которое стало нашими буднями.

В упомянутых выше предложениях Генри Резника декабря 2019 года говорилось и о расширении подсудности суда присяжных, и о необходимости учреждения института следственных судей, призванных наблюдать за законностью предварительного следствия. Но и в этом случае, по-видимому, кто-то очень сильный (силовики все-таки!) сумел вставить палки в колеса и притормозить исполнение соответствующих поручений Президента Российской Федерации.

3. О монополизме в экономике.

А.Д. Сахаров об экономической конкуренции:

«Перестройка сложившейся в нашей стране административно-командной структуры экономики крайне сложна. Без развития рыночных отношений и элементов конкуренции неизбежно возникновение опасных диспропорций, инфляция и другие негативные явления.» (1988 г.).

Из предвыборной программы Сахарова (янв.-фев. 1989):

«Разукрупнить крупные предприятия с целью стимулировать конкуренцию и не допустить монопольного ценообразования».

О росте цен на самое необходимое – продукты питания, жилье, лекарства, услуги ЖКХ… мы сегодня каждый день читаем в газетах, в том числе и в заявлениях самых высоких руководителей, включая и Президента Российской Федерации. Из-за неадекватно высокой стоимости электроэнергии, бензина, других горюче-смазочных материалов страдает производство, стагнирует экономика. Из-за высоких цен на самое необходимое растет бедность, падает рождаемость. Проблема высоких цен обсуждается на всех уровнях. Делаются попытки государственного регулирования стоимости конкретных товаров, что закономерно угрожает их дефицитом. Всё это уже проходили в бывшем СССР.

Сахаров всё это понимал и старался добиться от власти, чтобы та проявила решительность в борьбе с экономическим монополизмом. Здоровая экономическая конкуренция – основа экономической мощи и благополучия населения в странах с рыночной экономикой, где принимаются жесткие государственные меры по защите свободного рынка от монополизации. К сожалению, в нашей стране власть такой антимонопольной решительности не проявила ни в эпоху перестройки, ни в процессе экономических реформ 1990-х годов, не проявляет и теперь. А многим тысячам семей с детьми России, включая и многодетные семьи, в прямом смысле слова не на что кормить детей и негде жить. И в течение многих лет негде жить 200 тысячам граждан из числа детей-сирот, которым по закону должны были предоставить жилье. Об этой проблеме открыто говорят Счетная палата РФ, Председатель СК России и Генеральный прокурор РФ; но при этом почему-то обходят молчанием заведомо преступные деяния ограничения конкуренции в строительной отрасли «с участием в них государственных органов».

Последняя цитата про участие государственных органов РФ в преступных антиконкурентных соглашениях взята мной из ежегодного доклада октября 2017 года Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России, где говорится о «Всеобщей картелизации российской экономики», о том, что «специфической чертой антиконкурентных соглашений в России является участие в них государственных органов… со всеми признаками, присущими организованным преступным группам и преступным сообществам», также подчеркивается бездействие правоохранителей: «подследственная МВД России статья 178 УК РФ «Ограничение конкуренции»…практически не работает». О том же в сравнительноь недавнем, октября 2020 г., исследовании ФАС России – публикация «Практически все картели в стране остаются нераскрытыми» («Независимая газета», 30.10.2020). Вот оно преступное бездействие правоохранителей, которое в сегодняшней России некому выявить и пресечь.

Замечу, что РОО «Право ребенка», столкнувшись с неразрешимыми проблемами жилья и бедности многодетных семей, обращалось «наверх» с предложениями по решению проблемы монополий, «накручивающих» стоимость предметов первой необходимости. В том числе мы предлагали расширить подследственность названной статьи 178 УК РФ – помимо МВД, подключить к борьбе с картелями СКР и ФСБ. И даже получили в ответ благодарственное письмо из ФАС. Но, конечно, все эти наши предложения были проигнорированы, что не удивительно.

Но что совершенно удивительно – это прямой саботаж поручений Президента России по этому же вопросу. В «Перечне поручений Президента Российской Федерации по осуществлению первоочередных мер, направленных на выявление и пресечение деятельности картелей» от 5 августа 2017 г. сказано:

«ФАС России совместно с МВД России, ФСБ России, Следственным комитетом Российской Федерации и при участии Генеральной прокуратуры Российской Федерации разработать межведомственную программу мер по выявлению и пресечению деятельности картелей и при необходимости создать соответствующий межведомственный координационный орган.

Срок – 1 октября 2017 г.

Ответственные: Артемьев И.Ю., Колокольцев В.А., Бортников А.В., Бастрыкин А.И., Чайка Ю.Я.».

Никто пальцем не пошевелил – ни к 1 октября 2017 года, ни позже. Отсюда и вопрос «Кому подчиняются российские силовики?».

Главный урок Сахарова.

Нередко приходится слышать, как недоброжелатели обвиняют Сахарова в хаосе последних лет перестройки и даже в распаде СССР, случившемся через два года после его смерти. Чтобы убедиться в несправедливости этих обвинений, достаточно ознакомиться с выступлениями Сахарова-политика того времени: «Если мы будем плыть по течению, убаюкивая себя надеждой постепенных перемен к лучшему в далеком будущем, нарастающее напряжение может взорвать наше общество с самыми трагическими последствиями» (Сахаров на I Съезде народных депутатов, 9 июня 1989 г.).

К сожалению, Михаил Сергеевич Горбачев не прислушивался к Сахарову, а страна катилась в пропасть. Сахаров, конечно, понимал в каком трудном положении находится Горбачев, насколько сильны окружающие его консерваторы. И старался помочь ему принимать спасительные для страны решения, организовав «прореформенное» давление «снизу».

А.Д. Сахаров: «Без демократического движения снизу перестройка невозможна, и бояться этого нельзя». И в этом, может быть, главный урок Сахарова. Думаю, что если бы не неожиданная смерть (или убийство?) Сахарова 14 декабря 1989 года, то новейшая история нашей страны была бы совсем другой. Но верно замечено, что у истории нет сослагательного наклонения. Эта очевидная истина касается прошлого, того, что уже произошло. Что же касается будущего – того, что потом станет историей, то сошлюсь на слова Сахарова: «будущее непредсказуемо и не определено, оно творится всеми нами — шаг за шагом в нашем бесконечно сложном взаимодействии».

При этом Сахаров принципиальный противник любых насильственных свержений власти, любых революций. О названной выше статье «Размышления…» 1968 года он в своих «Воспоминаниях» пишет: «Пафос моей статьи – отказ от крайностей, от непримиримости и нетерпимости, слишком часто присущих революционным движениям и крайнему консерватизму, стремление к компромиссу, сочетание прогресса с разумным консерватизмом и осторожностью. Эволюция, а не революция, как лучший “локомотив истории”.».

Что значит «эволюция, а не революция» сегодня? В сентябре с.г. – выборы в Государственную Думу, и у народа России есть реальный мирный и законный шанс сказать свое слово в деле спасения страны от зарвавшейся и проворовавшейся бесконтрольной бюрократии. Действующая Государственная Дума знаменита множеством законов, направленных против оппозиции, подавляющих антикоррупционную и прочую критику, уничтожающих независимое местное самоуправление и т.п. Вспомним, что в мифах Древней Греции прокричал Одиссей в адрес одного из женихов, покушавшихся на его жену Пенелопу: «Ты был, но ты не будешь больше!».

«Ты был депутатом, но ты не будешь больше!» - такой тезис, обращенный к каждому из 450 депутатов действующей Государственной Думы, может стать центральным лозунгом текущей избирательной кампании.

По-моему, сегодня это станет лучшей реализацией общественно-политических заветов Андрея Дмитриевича Сахарова.

Подпишитесь