Posted 19 апреля 2020, 10:01
Published 19 апреля 2020, 10:01
Modified 7 марта, 14:53
Updated 7 марта, 14:53
Сергей Львов
Прошло больше двух недель, а Росрезерв молчит. Ни строчки, ни звука... Хотя среди уставных задач этой могучей организации, как мы упоминали в первой статье, значится "обеспечения мероприятий по предупреждению или локализации эпидемий, эпизоотий и радиационного заражения."
Таким образом становится очевидным стратегический просчет в планировании закупок для госрезервов. Готовясь к каким-то войнам и чрезвычайным происшествиям, генералы и аналитики просто не учли появление коронавируса. Хотя вероятность появления новых глобальных инфекций, включая биологическое оружие, регулярно обсуждается специалистами, а не только городскими сумасшедшими и писателями-фантастами.
"Имеются ли маски и аппараты ИВЛ на гигантских складах госрезерва, где якобы запасается всё и вся «на случай ядерной войны»? - задается вопросом популярный аналитик Живого Журнала. - Источники с доступом в эти кладовые Родины утверждают: ни хрена подобного там нету. Тушенки и складных кроватей немерено. А вот такие очевидные вещи, как вышеупомянутые, которые могут массово понадобиться в условиях масштабного вооруженного конфликта – или большой эпидемии – отсутствуют.В случае распространения радиоактивной пыли маски/респираторы, пожалуй, даже нужнее, чем против вирусов. Достоверность источников – на поверхности: было бы зарезервировано это добро, запасы пошли бы в ход, судя по неподдельному испугу, который власти демонстрируют в последнее время. Но нечему идти. Закрома забыли пополнить".
Но почему же Родина, годами сидевшая на нефтяных сверхдоходах и героически махавшая «Кинжалом», совершенно не готова к приему и спасению масс пострадавших?
В общем-то примерно, как СССР, не веривший несмотря на всю свою яростную «борьбу за мир», в то, что Запад собирается на нас напасть и ни разу не планировавший серьезно воевать с НАТО.В те времена тестом послужил Чернобыль. Относительно небольшая ядерная авария – по сравнению с плановым обменом ударами с США как минимум парой сотен боеголовок – поставила Советский Союз в тупик. Ничего не было готово к возникновению подобных ситуаций, хотя, казалось бы, держава, неустанно качавшая мускулы в ожидании третьей мировой войны, должна была щёлкать такие локальные задачи, как семечки.
Чернобыльские хроники оставляют чувство недоумения этим несоответствием вызова и ответа: дефицитом необходимого снаряжения в первую очередь, неоснащённостью служб и войск, растерянно прибывших будто бы из неядерной эры. Сейчас та же картина.Отсутствие респираторов в госрезервах – возможно, штрих, но штрих, полезный для понимания реальной роли «военно-мобилизационных» мотивов в мышлении российского руководства.
Рынок затоварен легендами о крутых парнях из войск и спецслужб, которых Путин едва удерживает от того, чтобы они ринулись в бой и покрошили Америку, ну хотя бы для начала Прибалтику. Но уже никто не покупается...
Военно-мобилизационный фуфел только для простонародья и для условного противника. Готовиться к войне по-настоящему, «как при Сталине» – это что значит? Вспомним, как готовились к войне с Гитлером в 1937 году, а потом с Америкой (в 1948 – 1953) и подумаем, как мало склонности «повторить» должны иметь руководящие кадры. Чем выше люди поднялись, тем меньше среди них желающих вернуться к известному из истории (пред)военному образу жизни руководства (маршировать по кабинетам строем, по делу и не по делу отвечать головой, регулярно для поддержания мобилизационного тонуса власти вскрывать заговоры в верхних эшелонах и черепные коробки коллег).
Эпидемия оказалась лакмусовой бумажкой, «тест-системой» системы РФ. Крутизна слетела с лица. Не то, что «война», но и существенно менее сложная чрезвычайная ситуация, в значительной степени ирреально-выдуманная, застала наши власти врасплох.