Posted 19 апреля 2017,, 12:55

Published 19 апреля 2017,, 12:55

Modified 8 марта, 02:08

Updated 8 марта, 02:08

Кого везем, Россия?

Кого везем, Россия?

19 апреля 2017, 12:55
Любопытным вопросом задались журналисты радио Business FM: почему профессия водителя — самая массовая в России? К примеру, в США шоферов меньше в полтора раза, так что размеры государства здесь ни при чем. На вопрос ответил известный журналист и политолог Георгий Бовт

По данным Росстата, численность рабочей силы у нас составляет 75,6 миллиона человек, из них занято, то есть работают, более 71 миллиона. Получается, водителей в стране около 5 миллионов. Невольно вспоминается незабвенный Хлестаков с его «можете себе представить 35 тысяч одних курьеров». Как это ни покажется смешным, но количество водителей как профессии в России, выходит, больше, чем в Америке. Там примерно 3,5 миллиона водителей сидят за «баранками» тракторов, грузовиков, еще примерно 250 тысяч работают в такси и частными шоферами. Ну, можно еще прибавить по мелочи: водителей скорой помощи и пожарных расчетов, но это все равно не сотни тысяч людей. Все равно будет меньше. Притом что Америка — страна тоже не маленькая, населения — хорошо за 300 миллионов, а дорожную сеть лучше даже не сравнивать.

Так в чем же дело? А в том, что большая часть наших водителей — это по большей части люди, которые возят других людей, которые могли бы, но не хотят водить машину сами. В Америке ведь не то что конгрессмену, но даже и сенатору, не говоря о всяких муниципальных начальниках, вовсе «не западло» сесть за руль и поехать. И вполне крупному бизнесмену тоже. Во многих сферах водительскую профессию просто замещают другие работники. К примеру, в небольшой съемочной телевизионной группе никакого отдельного водителя не будет никогда.

Первое место профессии водителя — это лишь одно из проявлений довольно отсталой структуры нашего рынка труда. Другой такой пример — это многочисленные охранники. Их в стране под миллион. И сидят они и там, где надо, и там, где не надо.

Что касается второго после водителей места — работников торговли, то тут мы как раз в мировых трендах. В мире растет именно экономика услуг за счет прежней экономики производства. В тех же Штатах на первом месте по численности — работник ритейла, на втором — кассир, на третьем и четвертом — те, кто работает в фаст-фуде и системе питания. А вот на пятом, и тут уже надо точно перестать смеяться, — сертифицированные медсестры. И лишь за ними идут официанты, а секретари и всякие административные помощники — лишь десятые в списке топовых профессий.

Наш Минтруд уверяет, что наиболее востребованными на российском рынке занятости будут квалифицированные рабочие промышленности, строительства, транспорта, специалисты высшего уровня в медицине, науке и технике, а также образования. Хочется в это верить. Однако почему ни одна из этих профессий даже близко не подползла по уровню медианной зарплаты к тому уровню, который позволяет жить, не только не экономя на питании, но и покупать одежду, машины и квартиры, а еще путешествовать? Замечательно, что стартовая зарплата квалифицированного сварщика, как сообщает Минтруд, 70-90 тысяч рублей. Но много ли по стране таких рабочих мест, где востребованы подобные высококвалифицированные профессии? А также профессии инженерно-технические.

В свое время, с подачи, насколько помнится, нынешнего бизнес-омбудсмена Бориса Титова была одобрена в качестве ориентира задача создать не менее 25 миллионов высокопроизводительных рабочих мест в стране. Мы пока не знаем из официальных данных, какая часть таких мест уже создана. Зато по наитию чувствуем, что 5 миллионов водителей для нашей страны, несмотря на то, что дороги — это ее давняя историческая, легендарная даже, «проблема», это «немножко много». Некоторые чиновники, которых нынче в России больше, чем было во всем Советском Союзе, вполне могли бы совмещать свои «заседательские» и даже «законодательные» функции с водительскими. Качеству дорог и культуре вождения, почему-то кажется, это пошло бы только на пользу.

Оригинал здесь

"