Posted 19 марта 2021, 10:20
Published 19 марта 2021, 10:20
Modified 7 марта, 14:10
Updated 7 марта, 14:10
Священник Яков Кротов опубликовал в своем блоге замечания по поводу скандала, разразившегося вокруг выставки «Мир тела» на ВДНХ. Они тем более любопытны, что в РПЦ сочли проведение выставки неприемлемым:
«Вера твёрдо говорит: тело — не человек. Наука, кстати, говорит то же. Просто наука вообще затрудняется сказать, существует ли человек, но и тело обезьяны — не обезьяна с точки зрения науки.
Тело человека это человек только до мгновения, когда человек жив. Точнее, тело это человек только до мгновения, пока тело живо.
Дать определение жизни и смерти тела легко, это дело договорённости между людьми. Определить, что такое человек, когда начинается и когда заканчивается (если заканчивается) человеческая жизнь, видимо, невозможно, как невозможно выпрыгнуть из себя.
Так или иначе, верующие и неверующие твёрдо знают: труп — не человек.
Труп — это мёртвая материя. Поэтому любые манипуляции с трупом качественно отличаются от обращения с человеком. Обращение с человеком не может регулироваться обществом, социальными условностями и культурными договорённостями. У человека есть безусловные права, происхождение которых не вполне ясно, как и происхождение «человечности». У трупа так же нет каких-либо прав как у камня.
Любые манипуляции с трупом не могут быть заведомо позитивными или негативными, как и любые манипуляции с камнем. Они нравственно безразличны. Видимо, манипуляции с мёртвыми телами — один из древнейших способов речи, высказывания. По наличию захоронений принято отличать людей от человекообразных обезьян.
Захоронение — это не какое-то мифическое «уважение к покойнику». Захоронение — это манипуляция с мёртвой материей с целью что-то сообщить себе и другим людям.
Частным случаем захоронения является отказ от захоронения. Выставление трупа или части трупа напоказ. Понять, что сообщает такое действие, часто очень трудно, а иногда в принципе невозможно без сопровождающего набора слов.
Выставление напоказ отрубленной головы может быть высказыванием: «Смотрите, какая сволочь!», а может быть заявлением: «Почтим память о святом».
Любые попытки оценить акт выставления трупа или его части, исходя из «культура вообще», «общечеловеческих ценностей» и просто привычек, есть наивное перенесение своих норм на другого. Для коммуникации предпочтительнее другой алгоритм: презумпция невиновности другого, допущение, что в системе координат другого неприятное и дикое для нас действие (высказывание) вполне позитивно и т.п. Труп есть улика либо нашей открытости и рациональности, либо наших предрассудков.
***
Два дополнения о трупах.
Во-первых: "труп" - это условное обозначение сложнейшего биоценоза, экосистемы. Человека - нет, но исчезновение человека из тела освобождает сотни тысяч живых организмов, с которыми человек был в симбиозе. Для биологов это такое же упоительное явление как для археологов кладбище.
Во-вторых: похороны, могилы, панихиды, - это всё такие же явления культуры, как анатомические препараты. Перформансы! Позитивные явления! Многослойные, интересные. Даже отказ от захоронения - это захоронение. Самый яркий пример - киевский митрополит, который завещал свой труп положить у входа в церковь, чтобы все на него наступали, а потом выбросить на болото. Да, были трупы в наше время, не то, что нынешнее бремя!
Именно потому, что захоронение - хоть в египетской пирамиде, хоть развеять по ветру - это высказывание - невозможно относиться с одинаковым почтением к любому захоронению, к любой форме почитания умерших. Поэтому у христианства всегда было такое конфликтное отношение к культу предков, а это - конфликт со всей культурой Индокитая и Африки. Конфликта же с пластификатами фон Хагенса я не вижу. Если тела не краденые, но, думаю, за время гастролей в 50 странах мира он прошёл все возможные проверки.
К сожалению, совершенно недостаточно развит конфликт христианства с культом покойников в самом христианстве. Речь не о наивных инклюзиях язычества вроде родительских суббот и Дня всех святых. Речь о подмене "общения со святыми" - элементарным культом личности. Совершенно безрелигиозным. Тут конфликтует не могила и вера в воскресение, а идолопоклонство с верой. Культ мёртвых идолов опасен тем, что подпитывает культы живых персонажей....»