Posted 19 марта 2018,, 13:16

Published 19 марта 2018,, 13:16

Modified 7 марта, 17:07

Updated 7 марта, 17:07

Закрыть и забыть. Почему система высшего образования нуждается в зачистке

Закрыть и забыть. Почему система высшего образования нуждается в зачистке

19 марта 2018, 13:16
Неподалеку от моего дома на первом этаже жилой высотки между прачечной и зоомагазином находился юридическо-финансовый институт управления. Чему и кого там учили – для меня большая загадка. И таких вузов в нашей стране в определённый момент было бесконечное множество.

Дмитрий Евстигнеев

Когда в 90-е годы начался ажиотажный спрос на юристов, экономистов и менеджеров, подобные институты открывались по всей стране. Где-то – на базе техникумов и ПТУ, где-то – просто на пустом месте. В бизнес под названием «высшее образование» потянулись не только преподаватели вузов, но и случайные люди, никогда не занимавшиеся педагогической или научной деятельностью. Число негосударственных вузов поначалу ежегодно удваивалось. И в какой-то момент их стало даже больше, чем государственных. Недавно президент Владимир Путин во время встречи с рабочими на «Уралвагонзаводе» сказал, что «начиная примерно с 1991 по 2010 год, у нас количество вузов и их филиалов выросло ровно в два раза, и значительная часть из них, надо признать, превратилась не в вузы, а в лаборатории по штамповке корочек».

Надо сказать, что кадровый голод благодаря этим лабораториям по производству «корочек» на какое-то время был удовлетворен. Но спустя несколько лет пришло понимание – уровень знаний выпускников вузов-скороспелок не устраивает никого. И в первую очередь – работодателей.Потому что учили там как придется – без учета образовательных стандартов, без качественных учебников и пособий, а главное – без опытных преподавателей. Рынок труда заполонила армия псевдоспециалистов в области юриспруденции, экономики и менеджмента.Параллельно стали открываться институты и университеты, «ориентированные на заочную форму образования». В самой заочной системе образования нет ничего плохого, если она существует в рамках серьезного учебного заведения.

В СССР действовали отраслевые государственные Всесоюзные институты заочного обучения (юридический, торговый и др.). Но работали они под жёстким контролем таких мощных высших учебных заведений как Московский институт народного хозяйства им. Г. В. Плеханова, юридический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова и т. д. Заочные негосударственные вузы – это, как правило, две-три комнатки в аренде для ректора, зама, главбуха и десятка компьютеров. Заочное обучение – дешёвое, а значит – платить приличную зарплату преподавателям и сотрудникам невозможно. Поэтому о высоких стандартах качества обучения в них говорить не приходится. При этом половина студентов в России обучаются сегодня заочно. Стало ясно, что с этим надо что-то делать, и без жестких изменений в системе высшего образования не обойтись.

Основным инструментом наведения порядка в образовательном поле был выбран ежегодный мониторинг эффективности деятельности вузов, внесенный в закон «Об образовании в Российской Федерации». Уже прошли три мониторинга. И по их итогам начались «чистки». Основной удар, начиная с 2013 года, пришелся на негосударственные вузы. Именно в этом секторе находилось основное количество «псевдовузов», в которых обучалось около 1,5 млн. студентов. Ежегодно идет сокращение числа негосударственных вузов, а также региональных филиалов государственных вузов. Но трагедии в этом нет – поскольку все они не занимались не обучением студентов, а имитацией образовательной деятельности.Правительство приняло Федеральную целевую программу развития образования на 2016-2020 годы, предусматривающую сокращение количества вузов.Результаты оказались впечатляющими – если в сентябре 2013 года в России было 2,3 тысячи аккредитованных вузов и их филиалов, то сейчас – порядка тысячи.

Сделать это было необходимо, поскольку в нашей стране само понятие высшего образования стало девальвироваться. Работодатели говорят, что качество подготовки молодых специалистов, которые приходят к ним из вузов, катастрофическое. Причём речь идет не только об узкоспециальных знаниях и навыках, но об общем уровне образования и грамотности. Наверное, все же высшее образование в какой-то степени должно оставаться вещью элитарной и не слишком доступной. Но речь ни в коем случае не идет о финансовой стороне. Наоборот, надо давать талантливым детям из небогатых семей все возможности для получения качественного образования. Однако отбор в вузы должен быть жестким – если человек все школьные годы перебивался с двойки на тройку, ему не нужен университетский диплом. Ведь никто из нас не хотел бы попасть в руки к врачу-двоечнику или жить в доме, спроектированном инженером-троечником.

В последнее время чуть ли не каждую неделю на новостных лентах появляются сообщения о том, что Рособрнадзор лишил лицензии очередной вуз. Массово лишаются аккредитации экономические и юридические программы непрофильных государственных вузов и филиалов, не отвечающие требованиям федеральных стандартов. И я не вижу в этом ничего плохого. Ведь в результате студены и их родители не потратят впустую немалые деньги за обучение, работодатели не будут хвататься за голову, сталкивая с молодыми специалистами, которые не знают ничего, а на рынке труда будет меньше безработных с никому ненужными дипломами.Стандарты нового поколения дают вузам такую степень свободы, которой у них не было никогда. Задаваемые ими обязательные требования без особого труда будут выполнены всеми серьезными и ответственными вузами. Это некий государственный «плинтус», опуститься ниже которого, уважающий себя и свой вуз ректор, не может себе позволить. И если перемены продолжатся, то наш образовательный ландшафт обязательно очистится в ближайшие годы. И тогда диплом об окончании вуза станет не просто «корочкой», а знаком качества для вчерашнего студента.

Комментарий Сергея Кравцова, Заместителя министра образования и науки – руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки:

В 2017 году завершился пик массовых проверок вузов. Хочу отметить, что на 2018 год нет внеплановых проверок Рособрнадзора по итогам мониторинга министерства. Мы переходим к более стабильной работе в этом направлении. За 4 года мы проверили практически каждый вуз и филиал. За 2014 - 2017 гг. Рособрнадзором осуществлено 2 391 контрольно-надзорное мероприятие (плановых - 469, внеплановых - 1922). Напомню, аккредитованных вузов и филиалов на 1 сентября 2013 года было 2605. Сейчас их около 1100. При этом значительно сократилось количество негосударственных вузов и филиалов, которые по сути торговали дипломами, а не давали качественных знаний. Если в 2013 у нас было 523 филиала частных вузов, то к 2018 их осталось 56. Недавно, выступая в Чите, министр образования Ольга Васильева сказала, что в системе аккредитации вузов мы должны перейти от формальной оценки знаний к реальной, как это уже сделано в школьном образовании. Это и есть наша основная задача на ближайшую перспективу.

"