Posted 18 октября 2021,, 13:49

Published 18 октября 2021,, 13:49

Modified 7 марта, 13:05

Updated 7 марта, 13:05

Россия полуоткрытая: НИ составили "Карту свободы" от QR-кодов

Россия полуоткрытая: НИ составили "Карту свободы" от QR-кодов

18 октября 2021, 13:49
Что ни день – то новости об антиковидных ограничениях в очередном регионе и вводе QR-кодов, которые выдаются при вакцинировании или сдаче ПЦР-теста. Но потребность в таких мерах везде разная. Где в России остались островки свободы, какие регионы перестраховываются, а какие, наоборот, безразличны к происходящему?

Виктория Павлова

Новая неделя началась с того, что власти Красноярского края объявили о вводе системы QR-кодов с 1 ноября 2021 года. Без них нельзя будет попасть в театры, кинотеатры и другие спортивные мероприятия. За ними последовала Саратовская область с аналогичным решением. Ситуация довольно необычная: в прошлом году по антиковидным мерам безоговорочным трендсеттером был столичный мэр Сергей Собянин.

Москва в силу высокой концентрации населения сразу же стала главным очагом распространения коронавируса, а Собянин первым принимал радикальные ограничения. Все остальные главы регионов лишь следовали его приёму. Теперь всё наоборот: в регионах закручивают гайки, а мэр Москвы вальяжно рассуждает лишь о возможном вводе абстрактных ограничений когда-нибудь в будущем, но при этом без ущерба для экономики и развития города.

«Новые Известия» собрали всю информацию об ограничениях, и составили «карту свободы»: на ней отмечены регионы, которые по состоянию на 18 октября 2021 года или уже ввели QR-коды, или утвердили решение ввести подобные ограничения не позднее середины ноября. Субъекты РФ, где власти пока только размышляют о введении QR-кодов без конкретных решений, в этот список не попали. А для оценки уместности ограничений мы посчитали заболеваемость коронавирусом в регионах (человек на 100 тыс. жителей) по данным оперштаба на 15 октября 2021 года.

Всего в России на данный момент насчитывается 48 регионов, которые перешли на систему QR-кодов – лишь немногим более половины. А дела с заболеваемостью и смертностью по-прежнему обстоят более чем скверно: по данным на 18 октября, за сутки в нашей стране выявлено 34325 случаев заражения, а выздоровело в 2 раза меньше – 16431 человек. 998 человек умерло. И ввод ограничений сейчас – чуть ли не единственная мера, которая может сохранить людям жизнь. В идеальном мире все должны быть привиты надёжной, работающей и безопасной вакциной, но реальность другая. Остаётся только вводить неприятные ограничения.

Такой точки зрения придерживается директор Института медицинской паразитологии, тропических и трансмиссивных заболеваний им. Марциновского Сеченовского университета Александр Лукашев:

«Все ограничительные меры изначально были призваны для того, чтобы дать нам время вакцинироваться, и теперь, когда у нас вакцина уже доступна практически год, если бы мы активно прививались, мы могли бы жить без этих мер. <...> Эти все меры - это, к сожалению, те костыли, которые приходится использовать, потому что мы с вакцинацией мягко говоря отстали».

Но как показали расчёты «Новых Известий», не все регионы одинаково заразны.

Говоря о заболеваемости, всегда стоит учитывать, что речь идёт только об официальной статистике. А она иногда лукавит. Среди самых безопасных регионов больше всего подозрений вызывает Чечня. Так, например, к 18 августа 2021 года число заражений достигло 173 в день. Но потом очень быстро сократилось до 55 случаев в день. Аналогичная ситуация была и в конце 2020 года – начале 2021 года. Кажется, в Чечне совершили прорыв в сфере вирусологии.

А вот Татарстан, судя по всему, заслуженно стал лидером нашего рейтинга. Власти региона под руководством Рустама Минниханова, склонные к различным нововведениям и экспериментам вопреки желаниям народа (именно здесь началось распространение камер, фиксирующих нарушения ПДД), церемониться не стали и ограничили доступ людям без QR-кодов не только в театры и на стадионы, без посещения которых можно обойтись, но и в торговые центры площадью более 400 кв.м. Мера уже проверенная: запрет на посещение крупных магазинов, например, в прошлом году вводила Австрия.

Сохранение ограничительных мер минимум до весны 2022 года вместе с увеличением числа пунктов вакцинации даёт надежду на то, что хотя бы один регион в обозримой перспективе будет чист от ковида. Как эти ограничения переживёт бизнес, сколько предприятий обанкротится – вопрос другой.

Краснодарский край, хоть и обошёлся без QR-кодов для посещения публичных мест, огородился от заразы запретом на приём невакцинированных и непереболевших туристов с августа 2021 года. Жёстко, но как оказалось, не смертельно. Ажиотажный спрос всё равно позволил увеличить турпоток в 1,5 раза по сравнению с прошлым годом до 13,6 млн туристов.

Чудо Дагестана основывается в первую очередь не иначе как на свежем воздухе и горах, встающих преградой на пути вируса. Никаких особых распоряжений глава республики Сергей Меликов не давал. Летом стандартно ограничивали ночную работу кафе, запрещали массовые мероприятия с численностью более 150 человек. Ничего уникального.

Глава Кемеровской области Сергей Цивилев пока определится не может. Регион находится в подвешенном состоянии: по темпам вакцинации он находится в «жёлтой» зоне, власти готовят больницы к росту числа заболевших, но серьёзных ограничений не вводят.

А в столице у Сергея Собянина своя атмосфера: вероятность заразиться почти в 19(!) раз выше, чем в Татарстане, но забота о бизнесе и финансах оказалась важнее жизни людей. Если ввести ограничения, то московские предприниматели поднимут бунт и начнут требовать компенсаций. И как же тогда в 2022 году увеличить расходы на благоустройство на 12% до 320,8 млрд рублей? Так и на сезонное обновление плитки с бордюрами может не хватить.

Похожая ситуация и у Александра Беглова в Санкт-Петербурге: мегаполис имеет неприятный опыт борьбы с ночными барами, и теперь ситуация пущена на самотёк. На этом фоне контрастно выглядит Ленинградская область, ужесточающая меры. Складывается впечатление, что антиковидные меры в Москве направлены не на борьбу с коронавирусом, а исключительно на борьбу с несогласованными митингами.

Логичным выглядит вхождение Карелии в «антитоп» - в регионе, по сути, отсутствует система тестирования людей на COVID-19. К изучению анализов допущены только государственные больницы. Это несколько мест на весь регион. С таким подходом инициатива главы региона Артура Парфенчикова принимать туристов только с ПЦР-тестом или сертификатом о вакцинации оказалась бессмысленной. Туристы, путешествующие по региону, при всём желании не имели возможности оперативно обновить ПЦР-тесты, которые действуют лишь 3 дня.

Ненецкий АО под руководством Юрия Бездудного – один из 9 регионов, в которых даже не обсуждаются ни QR-коды, ни обязательная вакцинация отдельных категорий граждан. По мнению властей, достаточно показать сертификат о вакцинации или отрицательный ПЦР-тест при въезде в регион. А для тех, кто по другим областям не катается – свобода полная. Весьма опасная свобода.

На Чукотке, в немалой степени изолированной от густонаселённой части России, тоже в первую очередь пытаются обезопаситься от завоза вируса из других регионов. Глава автономного округа Роман Копин обязал жителей Анадыря, Билибино, Певека и Угольных Копий после возвращения из других регионов показывать или отрицательный ПЦР-тест, или сертификат о вакцинации, или две недели седеть дома. Иначе выйти на работу нельзя. И только на прошлой неделе ввели обязательную вакцинацию для работников образования, здравоохранения, транспорта, торговли. В остальном всё стандартно: формальный масочный режим и запрет на проведение массовых мероприятий в закрытых помещениях. Увы, но тактика установления барьеров при въезде в регион, как показывает практика, не работает.

Но обратите внимание: и в ТОПе лучших, и в ТОПе худших большинство регионов ввели QR-коды. Одни перестраховываются и показывают хорошие результаты по динамике заражения, другие – пытаются догонять. А где же «вольные» регионы? Они расположились в середине рейтинга. А это значит, что Калужская, Тамбовская, Кировская, Рязанская, Иркутская, Ярославская области, в которых пока официально заболевает по 15-20 человек в день в расчёте на 100 тыс. жителей, имеют все шансы занять свои места в рейтинге самых опасных регионов уже в самое ближайшее время. Разве, что за Тыву можно не переживать: там творятся чудеса - примерно, как в Чечне: после резкого роста заболеваемости до 190 человек в день последовал не менее резкий спад до 60 человек в день. Но там полно других причин для преждевременной смерти: алкоголизм, убийства… Шолбан Кара-оол создал столько проблем, что нынешнему главе Владиславу Ховалыгу очень долго придётся их разгребать.

Как бы там ни было, а с такой динамикой распространения коронавируса новые ограничения неизбежны. Народ никак не хочет добровольно вакцинироваться – не хватает доверия. Пресловутый «Спутник V» никак не пройдёт сертификацию в ВОЗ, потому что международная организация никак не получит всю документацию от российской стороны (что очень подозрительно), а производство единственной вакцины, которой доверяют люди (настолько, что поговаривают о том, что расценки на «бесплатную» вакцину поднялись до 40 тыс. рублей), «КовиВак», в конце сентября было остановлено ради модернизации производственной площадки. Власти сами упустили момент добиться признания вакцин среди народа, а теперь вынуждены искать способы наименее безболезненно ограничить контакты людей, при этом для успокоения открывая авиасообщение с другими странами, включая Египет. Пусть летят...

"