Posted 18 октября 2018,, 17:23

Published 18 октября 2018,, 17:23

Modified 7 марта, 16:31

Updated 7 марта, 16:31

Наша экономика ставит политике весьма низкую оценку

Наша экономика ставит политике весьма низкую оценку

18 октября 2018, 17:23
России нужна новая модель развития, глубокие комплексные политические, экономические, социальные реформы и, прежде всего, конституционная реформа

О насущной необходимости конституционной реформы в России написал свою статью для «Новых Известий» экономист Лернастан Айрапетов:

Публикация статьи «Буква и дух Конституции» Председателя КС Российской Федерации В. Зорькина в «Российской газете» о недостатках Конституции РФ — событие знаменательное в общественной жизни страны. И хотя высказывания В. Зорькина крайне осторожны, они, а также предложение А. Кудрина «полностью оптимизировать систему госуправления» свидетельствуют о том, что и в высших эшелонах власти растет понимание того, что действующая в России политическая система препятствует политическому и социально-экономическому развитию страны.

В 1993 году произошел конфликт между Президентом России и Верховным Советом. Этот конфликт отразился на Конституции, принятой в том же 1993 году. Полномочия президента были неоправданно расширены: он стал главой государства, гарантом конституции, стал, как заметил В. Жириновский, верховным правителем. В структуре государственной власти появилось дополнительное звено – глава государства. И это изменило ее характер: она утратила демократические качества и стала авторитарной (рис.1 и 2). Такое монолитное, единое государство, где нет противовесов и сдержек, настраивается на круговую поруку, в нем не действует принцип неотвратимости наказания чиновников за нарушения законов.

В соответствии с п.1 статьи 80 Конституции Российской Федерации «Президент Российской Федерации является главой государства». Являясь главой государства, президент становится главой и законодательной власти, и исполнительной власти, и судебной системы, ибо они являются составными частями государства, главой которого является президент. Такое положение находится в противоречии со статьей 10 Конституции: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». П.1 статьи 80 Конституции не согласуется и с п. 2 статьи 16 Конституции: «Никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации», поскольку статья 10 Конституции является одной из статей, составляющих основы конституционного строя Российской Федерации. Статье 10 и п. 2 статьи 16 Конституции противоречит и п. «е» статьи 83 Конституции, согласно которому президент «представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов».

В условиях разделения властей никто не может быть главой государства, иначе разделение властей становится простой декларацией и к реальной жизни отношения не имеет. Противоречия конституции стали основой, на которой была построена авторитарная по своей сути вертикаль власти. Это явилось препятствием на пути демократического развития страны, строительства правового государства, социально-экономического развития. Значительную роль в построении вертикали власти сыграла лазейка, которую создает слово «подряд», в п. 3 статьи 81 Конституции.

Созданная в России вертикаль власти привела к поляризации общества: политические и экономические ресурсы сосредоточили в своих руках бюрократия и приближенные к ней лица, а подавляющее большинство населения оказалось лишенной этих ресурсов, средний класс малочислен и слаб, государственная машина его интересы защищает плохо. Россия занимает первое место в мире по обеспеченностью природными ресурсами. У нас вторая по мощности армия. В то же время по данным ООН мы занимаем лишь 49 место по уровню человеческого развития, а по исследованию ВЦИОМ у 10% россиян, а это – почти 15 миллионов человек, денег не хватает даже на продукты.

Вертикаль власти унаследовала родимые пятна советского строя. Более того, в СССР бюрократия формально не являлась собственником средств производства. В современной России бюрократия стала и собственником капитала, в явном и скрытом виде. Произошло сращивание бюрократии и буржуазии. Государство в полной мере стало собственностью бюрократии, о чем К. Маркс и Ф. Энгельс писали в Манифесте Коммунистической партии 170 лет тому назад. Вертикаль власти – это государственное устройство, где ветви власти не уравновешивают и не контролируют друг друга, где нет сдержек и противовесов.

После распада СССР в 1991г., в бывших советских республиках происходит перемена общественно-экономической формации: Советский строй разрушается, капиталистический строится, старые экономические отношения разрушаются, новые строятся. В середине 1990-х годов экономики большинства стран – бывших советских республик достигли «дна» и началось их постепенное восстановление. Во второй половине 1997 г. и экономика России показала признаки оживления. Начинают действовать рыночные механизмы, созданные в начале 90-х годов. В условиях экономической свободы и многократного увеличения цены нефти (с $10 – $12 в начале 1999 г. до $146 в середине 2008 г. за один баррель марки брент), быстро растет и экономика России. Средний годовой темп роста ВВП в эти годы составил 6,9%.

Однако после кризиса 2008-09 г.г. экономика России уже не восстановила прежних темпов роста, хотя цена нефти оставалась достаточно высокой. Вертикаль власти вступает в активную фазу. Чрезмерно укрепляются позиции чиновников и силовиков, они опутывают экономику и препятствуют ее развитию. Малое и среднее предпринимательства развиваются медленно, все больше укрепляется неэффективный государственный сектор, создаются госкорпорации. Ничего не делается для диверсификации экономики, развития высокотехнологичных отраслей, страна прочно садится на «нефтегазовую иглу».

Законодатель и суд становятся послушными исполнительной власти. Коррупция, рейдерство достигают угрожающих масштабов. Инвестиции сокращаются, экономика скатывается в стагнацию (любимую властью «стабильность»), а затем и рецессию, условия жизни большинства граждан страны ухудшаются. Еще не было ни присоединения Крыма, ни санкций, ни контрсанкций, а экономика стала валиться. Темп роста ВВП России уменьшился до 3.0% в 2012г. и 1.3% в 2013г. против 4.5% и 4.3% в 2010 и 2011 годах, соответственно. Средний годовой темп роста ВВП в 2012-17 годы составил 0,3%, в 23 раза меньше чем в 2000-е годы

Политика должна способствовать экономике. В нашем неумелом государстве экономика платит за промахи политики. Экономика ставит оценку политике. Наша экономика нашей политике ставит весьма низкую оценку. Попытки создать нечто «свое» в обход общих законов развития приводят к отставанию России от западных стран. Так произошло в октябре 1917 года, так происходит и сейчас. Российская Федерация – чрезвычайно сложная страна, со сложной, противоречивой историей. Поэтому мы тем более должны использовать достижения, накопленные человечеством за тысячелетия развития.

Попытки ограничить произвол чиновников при сохранении вертикали власти носят косметический характер, приводят лишь к тому, что ресурсы общества перетекают от одних групп бюрократии к другим. Они никак не влияют на ситуацию в стране и не улучшают условия жизни основной части населения. Сейчас Россия является одной из наиболее коррумпированных стран мира, а значительную часть богатых россиян составляют чиновники и их приближенные. Уровень коррупции в России равен 71 баллу. По этому показателю мы находимся рядом с такими странами, как Парагвай и Гондурас. И результат плачевный: в стране негативный инвестиционный климат, что препятствует развитию экономики.

Современное государство не может быть устроено подобно армии. Задача армии — победа над врагом, цель и смысл государства — развитие, создание высокого качества жизни граждан страны. Разные цели диктуют и разные принципы устройства. Единоначалие, необходимое в военном строительстве, недопустимо для государства, здесь оно превращается в авторитаризм, самодержавие. В армии действует верховенство приказа: приказ командира обязателен для исполнения подчиненным. В государстве должно быть верховенство права, в том числе и даже в первую очередь в отношении верховной власти. Подмена права целесообразностью недопустима.

Авторитарная монолитная «сильная» вертикаль власти бессильна перед преступным личным интересом, незаконным обогащением, круговой порукой, коррупцией, а дробная, субтильная, либеральная демократия с горизонтальным взаимодействием ветвей власти на всех уровнях государственного устройства их успешно подавляет. Такая система сверху донизу настраивается на профилактику коррупции.

России нужна новая модель развития, глубокие комплексные политические, экономические, социальные реформы и, прежде всего, конституционная реформа. Точечные изменения Конституции, о которых говорит В. Зорькин, явно недостаточны. Чтобы уберечь страну от потрясений следует своевременно провести необходимые для ее развития реформы. Следует демонтировать архаичную авторитарную вертикаль власти и построить современное демократическое государство, способное обеспечить социально-экономическое развитие страны.

Необходимо провести конституционную реформу. Президент не должен быть главой государства. Президент должен осуществлять исполнительную власть, он должен быть ответственным (не главой, а ответственным) за ее эффективное функционирование на основе закона. Это создаст правовую основу формирования реального разделения властей в соответствии со статьей 10 Конституции, строительства правового государства, социально-экономического развития страны. Гарантом конституции должна быть вся система государственной власти, построенная на демократических принципах.

Современное общество не может эффективно функционировать в условиях вертикали власти. Для этого нужно реальное разделение властей, и прежде всего – независимый суд. Нужна судебная реформа. Судебную систему необходимо вывести из-под зависимости от исполнительной власти. Судебная система должна стать, если угодно, государством в государстве, функционировать автономно на основе закона, а не как один из элементов вертикали власти. Арбитр должен быть независимым. Верховным правителем должен стать Закон. Без этого страна не может развиваться, и все наши планы останутся лишь благими намерениями.

Необходимо провести административную реформу. В России громоздкая исполнительная власть с президентом и его администрацией, правительством с премьер министром и многочисленными министерствами и прочими структурами. Это неповоротливая, неэффективная конструкция. Все значимые решения принимаются в администрации президента, а роль правительства становится чисто технической. Принимаемые решения исполняются плохо, и не потому, что в правительстве работают некомпетентные люди, а потому, что сама система не позволяет реализоваться их потенциалу. Сегодня Россия – одна из самых забюрократизированных стран с крайне низкой эффективностью государственного управления: до 30% трудовых ресурсов страны заняты на госслужбе и содержатся за счет бюджетных средств. (В США – 14%, в Китае – 9%).

Следует исключить слово «подряд» из п. 3 статьи 81 Конституции, как создающее предпосылки для воздвижения вертикали власти; пора освобождаться от монархических настроений. Смена власти сама по себе прогрессивна. Оптимальными могут считаться не более двух сроков по 5 лет. Этот оптимум складывается стихийно, сам собой, из опыта многих и разных стран. Дальше начинается застой. Но стабильность, застой не могу длиться долго. Общество, страна, государство или развиваются и прогрессируют вместе с мировым сообществом, или сваливаются в депрессию, деградируют и разрушаются. Стабильность весьма коварна. Смена власти не должна восприниматься как подрыв устоев. Смена власти должна быть обычным, рутинным конституционным процессом. Вечная власть – неприлична и опасна.

Российская Федерация имеет все возможности войти в первую двадцатку стран по качеству жизни населения. В международном разделении труда Россия должна занимать передовые позиции в области высокотехнологичной продукции, а не быть сырьевым придатком развитых и развивающихся стран. Для этого необходимо, прежде всего, провести конституционную реформу, чтобы законы применялись не выборочно и не целесообразно, а единообразно и неотвратимо. И тогда можно строить планы экономического развития страны. Иначе все попытки оживить экономику, развивать малое и среднее предпринимательство неизбежно будут наталкиваться на противоречия Конституции, отсутствие независимого суда, произвол чиновников, коррупцию, незащищенность частной собственности, на рейдерство.

Потенциал роста в России не просто имеется, он огромен, и его следует привести в действие. Российская Федерация имеет все возможности войти в первую двадцатку стран по качеству жизни населения и стать действительно социальным государством. В международном разделении труда Россия должна занимать передовые позиции в области производства высокотехнологичной продукции, а не быть сырьевым придатком развитых и развивающихся стран. Но для этого нужны решительные действия и в политике, и в экономике, и социальной сфере.

Мир быстро меняется, и мы все больше отстаем. «Третья промышленная революция является последней в череде великих промышленных революций, и она должна заложить фундамент эры сотрудничества. …традиционная иерархическая организация экономической и политической власти уступит место горизонтальному взаимодействию, которое опирается на узлы, распределенные по всему обществу». (Дж. Рифкин). Впереди нас ожидает новый мир, и мы должны быть готовы войти в него. Но с нашей суверенной демократией и вертикалью власти мы рискуем оказаться на обочине этого мира. Стране нужны масштабные комплексные, системные реформы. В грядущей эре сотрудничества Российская Федерация должна найти себе достойное место.

"