Posted 18 сентября 2019,, 09:39

Published 18 сентября 2019,, 09:39

Modified 7 марта, 15:48

Updated 7 марта, 15:48

Всем миром спасаем Павла Устинова. А кто следующий?

Всем миром спасаем Павла Устинова. А кто следующий?

18 сентября 2019, 09:39
Российские журналисты и артисты вступаются перед властями за представителей своих корпораций, забывая при этом о правах тех, кто к ним не принадлежит
Сюжет
Суды

Призывы освободить того или иного неправомерно задержанного или осужденного российского гражданина раздаются отовсюду. Еще недавно журналисты успешно вступились за своего коллегу Ивана Голунова, а в последние дни ширится акция по освобождению актера Павла Устинова.

Вот, к примеру, слова популярного российского артиста Вениамина Смехова о приговоре Павлу Устинову:

«В отношении дела нашего молодого коллеги Паши Устинова мы вольно или невольно — однополчане, потому что это произошло и происходит с каждым из нас. Нет никакой логики в необходимости защищать того, кто, во-первых, невиновен, а во-вторых, беззащитен вследствие очевидного кошмара и преступления властей.

Вот эта очевидная наша как будто бы беззащитность — может быть самый надежный способ объединиться всем однополчанам, нормальным людям, для которых преступление — это преступление. А жертвами мы быть не собирались, когда родились на белый свет, на родине, в России».

Подали свой голос и школьные учителя, их требование уже публикуют российские СМИ. Все это внушает надежду на то, что российское общество просыпается. Однако не все тут так оптимистично, как это выглядит на первый взгляд.

Вот как расценила ситуацию в своем блоге юрист Юлия Николаева:

«Практика госбеспредела последних месяцев показывает, что в России есть много различных сообществ, готовых стоять за своих, а вот просто гражданского общества, увы, нет. За журналиста Голунова встало журналистское сообщество, за Егора Жукова - студенческое, за Павла Устинова - актёрское. Причем во всех трех случаях откровенное беззаконие возмутило даже самых лояльных власти представителей цеха.

Именно принадлежность к конкретному цеху дает людям ощущение причастности (я такой же как он) и одновременно собственной уязвимости ( и, значит, завтра могу оказаться на его месте).

Когда же под каток попадает человек без определённой социально- профессиональной принадлежности, большинство не ощущает ни того, ни другого, поскольку не видит никаких общих характеристик, позволивших бы с-ассоциировать пострадавшего с собой. Характеристика "свободный гражданин своей страны, имеющий права" в России не работает, слишком она умозрительна и не определенна, чтобы люди ощущали свою к ней принадлежность.

Поэтому не менее неправосудные приговоры другим участникам событий 27 июля и 3 августа вызвали намного более вялую реакцию, сочувствие, но не сопереживание. У этих ребят не нашлось иммунных характеристик. Они не журналисты, не актёры, не публичные фигуры, не дети, не женщины, не инвалиды - они просто граждане, защищающие свои права. А этого, как выяснилось, недостаточно...»

С другой стороны, социальный психолог Алексей Рощин в своем блоге, напротив, всячески приветствует цеховую солидарность:

«...Солидарность ломает совок самим своим наличием — именно поэтому Советская власть ненавидела ее лютой ненавистью, а ее малейшие ростки старалась выжигать буквально напалмом. Скажем, что грозило бы при совке всем этим пересильд и стычкиным во главе с райкиным, вздумай они так же «усомниться», скажем, в необходимости расстрела Мейерхольда? Ну, пересильды, может быть, «отделались» немедленным увольнением и «волчьим билетом», поехали бы за 101-й километр работать дворниками или вахтерами, расставшись с малейшей надеждой когда-либо выйти на сцену; а Райкин бы, как Величина, так дешево бы не отделался — его не просто б уволили, но и ошельмовали, отовсюду исключили, а потом бы и посадили. «Шоб неповадно было».

Все почему? Потому что солидарность, на самом деле, рождает новую солидарность. Сначала актеры поддерживают своих, потом, глядя на их порыв, и другие люди начинают поддерживать актеров. А почему нет? Почему НАМ тоже не поддержать Павла Устинова? Потому что мы с вами — не актеры? Но это же глупо. Важно ведь не это, важно, что его арестовали ни за что.

Это оно и есть. С точки зрения власти — ДУРНОЙ ПРИМЕР. «Давить в зародыше!»

То, что начинается всё с публичных профессий — хорошо. Но ведь кто сказал, что актеров будут защищать, а бухгалтеров, дескать, «никто не будет»? Ведь бухгалтеров-то в стране как бы и не больше. Обыватель ЗНАЕТ, что на него всем накласть — потому, что он сам считает себя дерьмом.

Лучший (и часто единственный) способ поднять себе самоуважение — проявить солидарность. А вот без самоуважения — да. Без самоуважения ничего не будет.

Конечно, актеры правы — надо спасать Павла Устинова.»

"