Posted 18 мая 2020,, 17:55

Published 18 мая 2020,, 17:55

Modified 7 марта, 15:02

Updated 7 марта, 15:02

Уроки СOVID-19: Россия застряла между первым и вторым мирами

Уроки СOVID-19: Россия застряла между первым и вторым мирами

18 мая 2020, 17:55
Если в Москве и Питере с пандемией борются почти так же как на Западе, то в значительной части регионов Россия представляет собой страну второго мира

Экономист Алексей Захаров сравнил в своем блоге официальные и реальные данные по смертности от коронавируса:

На графиках Татьяна Михайлова (Tatiana Mikhailova) - статистика коронавируса в нескольких российских регионах. Начиная с какого-то момента, эти цифры не имеют ничего общего с реальностью. Например, число заболевших в областном центре и остальной области может меняться изо дня в день, но в сумме всегда получается одно и то же число, плюс-минус.

Это выглядит как приговор "системе управления страной", которую выстраивал Путин последние 20 лет. Тут главное даже не то, что он привык обманывать других, а его собственная терпимость к чужому вранью - лишь бы внешняя картинка была хорошей. Эта модель воспроизводится на всех этажах власти - видимо, это такое ограничение: если вы привыкли говорить неправду, то невозможно требовать честности от подчиненных (из комментариев: а если вам скажут правду, то вы все равно не поверите).

Глядя на эти графики я понимаю, что нет никакой секретной папки с настоящими цифрами, поскольку искажения идут везде, начиная с постановки диагноза врачом, и заканчивая президентом, объявляющим победу над вирусом. Главное - отчитаться вышестоящей инстанции, и каждый нутром понимает, что за вранье его не накажут, или что наказание за приписки будет несоизмеримо меньше, чем за "неправильные" цифры. Умение соврать, подделать, приписать - это системная ценность.

Проблема в том, что коронавирус не в курсе, что над ним объявлена победа, и цена этих системных управленческих провалов будет огромной - тысячи человеческих жизней, если не больше.

Татьяна Михайлова пишет:

«Что у нас нового, спрашивает фейсбук? Да у нас все по-старому, в Краснодарском крае без перемен, 99 случаев.

Коллега Дмитрий Кофанов несколько дней назад прислал график по своей родной Курской области (прикрепляю). На графике - дневное число новых случаев ковид в областном центре и во всей остальной области. А также итог сложения двух цифр.

Больные в Курской области болеют исключительно по очереди. Сегодня столица - завтра все остальные - послезавтра опять столица. И чтобы в сумме всегда было около 70. Посмеялись. (Хотя грешно, по такому поводу-то) Ну я и нарисовала другие замечательные субъекты Российской Федерации с более новыми данными.

Графики для Липецкой области и для Краснодарского края похожи, как родные братья. Та же стабильность и совершенная отрицательная корреляция составных частей, каждая из которых значительно колеблется.

А график Брянской области я сделала длинным, т.к. оперативный штаб выкладывает данные ежедневно и без пропущенных дней. Спасибо, неизвестные медиа-менеджеры, за вашу работу!

В графике Брянской области разворачивается драма и трагикомедия. В нем, можно сказать, российская история и современность, скрепы и суть бытия. С 20 апреля по 9 мая график Брянской области выглядит образцовым и совершенно естественным. В столице региона и в других населенных пунктах проходят похожие процессы. Где-то село отстает на день... Но в целом, параллельно идет рост числа случаев, одновременно идет падение в праздничные дни (выходные же). Но 9 мая в области объявлена победа над коронавирусом и законами логики. И с 10 мая суммарные данные начинают стабилизироваться, а части суммы - рисовать "рыбку".

Мне очень нравилось, как все начиналось с публичной статистикой. Четкие ежедневные сводки, данные в географической разбивке, подробно. С красивой инфографикой. Вот она, прозрачность государства и информирование народа...

И вот теперь этот гигантский труд дизайнеров, программистов, журналистов и ссм-щиков нам рисует "рыбок" на всю страну. Зачем?

Получите свои 29.99 серебренников, господа вруны. Тьфу, блин.

Вот еще очень важные цифры - сравнение общего числа погибших от Covid-19 с числом погибших работников здравоохранения.

В странах с развитой медициной на одного врача, медсестру или санитара приходится 200 или более умерших от Covid-19 пациентов. В России это соотношение намного меньше; в "списке памяти" сейчас числится 190 медработников, при том, что официально у нас 2640 погибших - то есть каждый четырнадцатый погибший является работником здравоохранения. Это - отличие в 10-20 раз от европейских стран. Отчасти это может быть объяснено действительно более высокой смертностью среди российских медиков (например, в силу меньшей оснащенности средствами защиты), отчасти - тем, что не все умершие врачи попадают в эти списки (как у нас, так и в других странах). Но, скорее всего, одна из главных причин - это системное сокрытие данных и нежелание диагностировать смерти как Covid-19.

Отдельный, вопиющий и показательный случай - это Дагестан. По официальным данным, там всего 29 смертей от Covid-19 и 3371 заражений на сегодняшний день. При этом в "списке памяти", очевидно неполном, числится 30 врачей, медсестер и санитаров из Дагестана - то есть больше, чем общее официальное число погибших. Сегодня глава минздрава Дагестана озвучил другие цифры - 40 погибших врачей, 657 погибших от "внебольничной пневмонии", и 13 тысяч больных пневмонией и Covid-19 - то есть ситуация там намного более тяжелая, чем та, которая рисуется статистикой. На одного погибшего от коронавируса в этой республике приходится 23 погибших от пневмонии, не попадающих в статистику - а сколько коронавирусных смертей классифицированы как смерти от других причин, остается только догадываться...»

***

Эту информацию прокомментировал в своем блоге политолог Кирилл Рогов:

«Как я уже писал месяца полтора назад, ковид-эпидемия - в значительной степени социальное явление. При высоком уровне патогенности, уровень смертности от вируса достаточно низкий. Поэтому все страны мира, имеющие дело с этой проблемой, делятся на два фундаментальных класса - те страны, которые эта проблема волнует (такой вот уровень смертности), и те, которые она не волнует. Ну, умерли - не повезло, не досталось места в больнице - что поделать. Такая жизнь. Назовем эти два класса стран - первый и второй мир.

В странах второго мира таким образом ситуацию понимает не только правительство, но и само общество. Оно привыкло к невысокой цене человеческой жизни и к невысоким требованиям к системе здравоохранения. Эти страны представляют какую-то статистику по пандемии, потому что это принято и этого требуют международные организации. Но эта статистика практически не имеет отношения к реальности. Потому что "реальность" в этом разрезе никого не интересует, а система здравоохранения все равно не способна организовать нормальный учет и не заинтересована в этом.

В странах первого мира (где проблема пандемии волнует правительство и общество) есть в свою очередь две группы стран - авторитарные (как Россия и Китай) и либеральные (Европа и Америка). В целом, их реакция на вызов пандемии похожа: и те, и другие признают проблему и стараются продемонстрировать населению, что способны эффективно с ней бороться.

В методах борьбы, впрочем, есть очевидные различия. Правительства либеральных стран, сочетая запреты (карантин) и "пряники" (денежную поддержку или ее обещания), уповают на паттерн "доверия": люди считают (должны поверить), что народ и правительство заодно борются с общей напастью. В авторитарном пуле правительства гордятся своей эффективностью в отношении репрессивных мер, но прижимисты в "ништяках" (раздаче компенсаций). Недостаток на этом направлении они компенсируют своими возможностями по ограничению информации и фальсификации статистики. Сочетание двух техник - репрессий и фальсификации - должно создать впечатление их эффективности: мол, вы видите, что без наших запретов и принудительных мер было бы гораздо хуже.

Как и в некоторых других социальных перспективах, Россия на этой карте - это не одна, а две страны. Одна (Москва, Питер, прилегающие области, мегаполисы) - это нелиберальная (авторитарная) страна первого мира. Такова Москва, где борются с пандемией почти так же, как на Западе, но уповают преимущественно на запреты и контроль, а статистику смертности изящно фальсифицируют. (Собственно, Москва и признала, что их методология учета позволяет занижать ее в два-три раза.)

Другая Россия - это Россия значительной части российских регионов. В этой части Россия - страна второго мира. Здесь данные о ходе эпидемии тотально фальсифицированы. Об этом много писали в последние дни: по четным числам сообщаем, что заболело 70 жителей столицы региона, по нечетным - что 70 сельчан. Здесь реальная ситуация и реальная динамика и статистика никого не интересуют. А начальству надо отписать то, что оно хочет прочесть.

Опять же, очень похожая ситуация с российскими выборами. Есть три типа территорий с точки зрения фальсификации их результатов: есть территории, где сфальсифицировать можно не так много - здесь что-то впихнуть, там устроить карусель, но в целом это 5 - 8% максимум. Есть места, где правильные бюллетени можно впихивать в урны пачками, а потом еще при их подсчете немного мухлевать. А есть участки, где никто никогда не считает бюллетени, просто вписывают нужные цифры в протокол. Потому что никто никогда не проверит.

Алексей Захаров поднял в своем посте проблему, которую мы в своем кругу дебатируем уже больше недели. Дело в том, что в Европе и Америке отношение количества умерших от ковида медработников к общему числу умерших составляет 1 к 200, а в России 1 к 14. То есть либо российские медработники почти в 15 раз хуже защищены, чем на Западе, либо масштаб эпидемии, тяжелых (больничных) случаев и смертности занижен в 15 раз. Выбирайте любой вариант. Но суть в том, что по многим регионам у нас вообще нет никакой содержательной статистики о фактическом положении дел. Только отписки, на которых даже статистический анализ построить невозможно.

Это положение России как архипелага двух миров является трагической константой ее политической истории. И коронавирус - наш социальный лакмус - еще раз это показал...».

"