Posted 18 марта 2022,, 08:47

Published 18 марта 2022,, 08:47

Modified 7 марта, 12:34

Updated 7 марта, 12:34

Владимир Мелихов: «В России начался 2-й цивилизационный сдвиг за последние сто лет»

Владимир Мелихов: «В России начался 2-й цивилизационный сдвиг за последние сто лет»

18 марта 2022, 08:47
Фото: Соцсети
«Особый путь развития» полностью перечеркнет прежнее государственное устройство, прежние его экономические основы, моральный уклад, систему права, социальную и бытовую жизнь отдельно взятого человека.

Известный российский общественный деятель, бизнесмен, меценат, исследователь казачьей культуры Владимир Мелихов проанализировал в своей публикации современную ситуацию в России и сделал вывод: то, что происходит в нашей стране сейчас является ни чем иным, как новым, вторым по счету за последнее столетие цивилизационным сдвигом:

На фоне происходящих кровавых и трагических событий в Украине, в то время когда бόльшая часть российского общества активно или пассивно поддерживает или оправдывает так называемую «спецоперацию», другая, меньшая его часть, обреченно восклицает «Россия, ты сошла с ума!», и тут же проецирует последствия ныне происходящего на предполагаемые сценарии нашего будущего – то периода совка 80-х, то разрухи 90-х.

Я полагаю, что подобные ассоциации и параллели глубоко ошибочны. Никакого возврата в какие-либо аналоги предшествующих эпох у нас не будет. Мы являемся свидетелями и участниками цивилизационного крушения нашего государства, на обломках которого возникнет нечто иное, то, чего прежде в российской истории не было.

Первая цивилизационная трагедия России и российских народов произошла в 1917 году

Она полностью перечеркнула не только прежнее государственное устройство, но, что более важно, она уничтожила прежние основы экономики, моральный уклад, систему права, социальную и бытовую жизнь отдельно взятого человека.

Я читал довольно много воспоминаний того времени, в которых очевидцы разными словами объясняли свои ощущения от происходящего. И если образно представить их совокупный ответ, то он может выглядеть следующим образом: «большинство полагали, что на сцене сменяются актеры и декорации, но вместе с ними исчез и весь театр…»

Предвосхищая мировую революцию пролетариата и имея теоретическую основу марксизма, российские большевики стали первопроходцами ее практического воплощения в реальной жизни и действовали по слагающимся обстоятельствам и своему разумению, самочинно определяя, что лучше, а что хуже для народов, находящихся под их властью. Отсюда и диктатура пролетариата, и построение социализма в отдельно взятой стране, и развитой социализм, и «наше поколение будет жить при коммунизме», и социализм с человеческим лицом… На каждом этапе изменяющейся повестки возникали изменяющиеся условия, эту повестку продвигающие – красный террор, спровоцированный голод 21 года, НЭП, отмена НЭПа и вновь рукотворный голод 33-го года, массовый террор, индустриализация, «догнать и перегнать», перестройка…

Потыкавшись в тупиковые закоулки каждого из этих этапов, экспериментально выбирая то один, то другой пути развития, пришли к тому, что вначале рухнула экономика, а затем и все устои, удерживающие советский строй. Остался только не рухнувший до конца советский менталитет в измученном народе, не обремененном в своем большинстве ни моралью, ни личным достоинством, ни личной ответственностью.

Спецоперация положила начало новому цивилизационному сдвигу в России

Именно поэтому появившееся окно возможностей в 90-е годы, вместо сплочения нации, взаимной ответственности народа и сформировавшейся элиты друг перед другом, привело ко взаимной неприязни и отторжению. Начало создаваться совершенно новое государство и новая общность людей, никаким образом не похожая в своих базовых основах и ценностях ни на уничтоженную большевиками Россию, ни на ту советскую Россию, которую они прежде выстроили сами.

За весь период становления этого нового государства, начинавшего с демократических преобразований и более-менее понятного вектора дальнейшего развития страны в сторону европейской цивилизации, в нем так и не смогло сформироваться гражданское общество, а внутри него ответственная элита, которые были заменены клановыми группами, перехватившими в свои руки всю полноту власти и использовавшими ее, исходя из личных интересов.

Подобная структура никакого отношения ни к демократическому построению российской государственности, ни к европейской цивилизации не имела. Появление Путина и последующее развитие событий были не случайностью, а закономерным итогом этой нарождающейся государственной структуры. Ну а дальше все пошло по накатанной колее. Вначале суверенная демократия, потом многополярный мир, борьба за суверенитет России, Русский Мир…

Каждому этапу этой вновь формируемой повестки соответствовали и свои методы ее утверждения: уничтожение прежних групп влияния и формирование новых, госкорпорации, уничтожение оппозиционных сил, военные конфликты, ликвидация независимых СМИ, узурпация всей полноты власти одним лицом.

24 февраля 2022 года прежнее государственное образование – Российская Федерация – в том виде, в котором мы его привыкли видеть, свое существование прекратило.

С этого момента начался отсчет второго цивилизационного сдвига, который, как и в 17-м, полностью перечеркнет так же и прежнее государственное устройство и прежние его экономические основы, моральный уклад, систему права, социальную и бытовую жизнь отдельно взятого человека.

Никакого возврата в памятную многим жизнь 80-х при советах, или 90-х, при уже российской власти, быть не может. Во-первых, по причине совершенно иной общественной среды и той моральной сущности, которой она пропиталась за истекшие тридцать лет. Во-вторых, моральный облик и «качество» той группы лиц, которые стоят у власти и будут формировать будущее устройство России, тоже значительно отличаются от условной элиты упомянутых выше периодов.

И наконец, третье – экономика большевистской власти базировалась на ранее созданном промышленно-техническом потенциале Российской Империи и развивалась постепенно. Вначале через индустриализацию с помощью западных фирм, а затем уже на своем собственном технологическом потенциале. Были соответствующие производственные силы и инженерные кадры. И пусть они были не конкурентны во многих секторах с передовыми странами – худо-бедно этот научно-промышленный и производственный комплекс существовал.

Экономика 90-х уже базировалась на советском промышленно-техническом потенциале, который постепенно замещался западными технологиями и оборудованием. И тогда еще были в наличии и производственные силы и инженерные кадры.

Тридцатилетняя российско-клановая, колониальная экономика, выкачивающая из страны ресурсы и превращающая властную вертикаль в сверхобогащенную группировку, не создала за это время никакой более-менее подходящей отечественной промышленности. Та, которая худо-бедно работала, была полностью или в большей мере обеспечена западным оборудованием и технологиями.

Таким образом, промышленного базиса, который был у большевиков в 17-м, и у россиян в 91-м, - сегодня нет. Как нет уже практически и производственных сил и инженерно-технических кадров. А оказавшись в полной изоляции и не имея доступа ни к технологиям, ни к оборудованию западных стран, - брать их негде. Опоры нет. Хитроумные обходы, договоренности с Китаем могут лишь частично решить какие-то отдельно взятые задачи, но никак не весь комплекс производственных проблем российской экономики.

Никто не знает, что можно построить на таком шатком фундаменте

Все эти три вышеуказанные причины и вызовут вторую цивилизационную трагедию нашего народа и государства. Что выстроится на подобном основании – никто не знает. Не знают и те, кто является сегодня «архитекторами» этого будущего. Вернее, в их головах-то наверняка некий облик сформирован, но он точно не соответствует той действительности, которая произойдет в реальности.

И тогда вновь знакомая колея неизведанного никем прежде пути – где, предположительно, мы вновь услышим об «особом пути развития», о сплошном импортозамещении, о ликвидации национал-предательства, «не такое терпели и это вытерпим…» На каждом этапе меняющейся повестки тут же будут меняться и действия властей – «затянуть пояса» и «войти в положение», предоставить свободу бизнесу, но только по своим монопольным улусам, хватать без разбору неблагонадежных и т.д. и т.п.

Это всё предположительно. Как оно всё будет происходить в действительности – не знает никто. Всё будет происходить в зависимости от складывающейся ситуации и от степени опасности для сохранения власти тех, кто ею сегодня обладает. Но что точно – так то, что реакция на все это будет отнюдь не рациональная, а спонтанная, вновь на ощупь – как и прежде, все эти годы.

Поэтому повторюсь – это не будут ни советы 80-х, ни российская реальность 90-х. Это будет новая реальность...

Те, кто осознали хотя бы ее приблизительные очертания, уезжали из России все предшествующие годы, задержавшиеся и надеявшиеся на изменения массово рванули в феврале-марте. Дай Бог им устроить человеческую жизнь на новом месте. Нам же, оставшимся в стране, нужно быть готовыми к этой новой форме жизни. Кому-то нужно будет выстоять, кому-то пережить, а кому-то просто выжить, в зависимости от того, кто на что способен.

И при этом четко понимать – все предшествующие цивилизационные крушения нашего народа и государства произошли по одной и той же причине – неспособности объединиться в единое целое всем здравомыслящим людям нашей страны, которые предпочли грызть друг друга через идеологические разногласия, завышенную самооценку и необъективную оценку происходящих событий, предпочитая розовые очки реальному состоянию общества.

Сегодня многих из вас гнетет моральная опустошенность от происходящего, паралич воли, неизвестность будущей жизни и возможная нищета. Но что бывает страшней этого? Только одно – смерть человека. Еще страшней смерть беззащитных детей, женщин, стариков.

Об этом нужно помнить в первую очередь.

"