Posted 17 ноября 2020,, 12:27

Published 17 ноября 2020,, 12:27

Modified 7 марта, 14:10

Updated 7 марта, 14:10

Полетел с горы Додон: чего ждать от нового президента Молдавии

Полетел с горы Додон: чего ждать от нового президента Молдавии

17 ноября 2020, 12:27
Итоги молдавских выборов было нетрудно предугадать, поскольку в последние годы популярность России в этой стране постоянно снижалась
Сюжет
Выборы

Как известно, в Молдове на выборах президента, представитель проевропейских сил Майя Санду разгромила прокремлевского политика, пока еще действующего президента Игоря Додона. Во втором туре Санду получила 58% против 42% у Додона.

Журналист Василий Аленин кратко, но весьма выразительно прокомментировал эти итоги:

«Полетел с горы Додон. Опять у путинских «крокодил не ловится, не растет кокос»..

Молдова – парламентская республика, роль президента невелика. Однако, если говорить не о Молдове, а о России, то Додон выполнял внутри страны важную роль для путинских пропагандистов. Он постоянно торчал с нацепленным «георгиевским бантом» рядом с Путиным на парадах, показывал гражданам России, что, как бы, «Молдова с нами», «Молдова наша». Что действительности, конечно, не соответствовало. Над его фигурой всегда висела аура легкого надувательства. Теперь этому – конец. Додон скатился с президентской горы...»

***

О том, почему такой выбор в Молдове был неизбежным, пишет на сайте Московского Центра Карнеги журналист Владимир Соловьев, анализируя российско-молдавские отношения на протяжении последних трех десятилетий.

Известно, что перед президентскими выборами 2016 года под контролем пророссийски настроенного претендента Игоря Додона уже находился крепкий медиахолдинг, стержнем которого был телеканал NTV-Moldova, подписавший с российским НТВ договор о ретрансляции. Сегодня в этом холдинге есть еще и «Первый в Молдове», эксклюзивно транслирующий в Молдавии Первый канал. Тогда поддержка Москвы помогла Додону четыре года назад стать президентом и символом возвращения Молдавии в сферу российского влияния. Этой осенью Москва снова открыто поддержала его кандидатуру, Путин лично желал Додону «успехов на этих выборах», чтобы «продолжить начатую вами работу по восстановлению наших межгосударственных связей и по их развитию». Задействовали и другие мощности: от российских госканалов, пугавших избирателей проблемами, которые обрушатся на Молдавию в случае победы прозападной Санду, до главы Службы внешней разведки России Сергея Нарышкина, который заявил, что США готовятся ответить на вероятную победу Додона цветной революцией.

«Дипломаты из посольства США убеждают молдавских силовиков не препятствовать вероятным уличным протестам и сразу переходить на "сторону народа". Имеется информация о подготовке к выезду в Молдавию группы американских специалистов по цветным революциям с понятными задачами», – заявил Нарышкин 19 октября.

Открытая игра в одни ворота – не самая хорошая стратегия в международных отношениях. Особенно если кандидат, которого ты объявил своим, имел немалые шансы проиграть выборы. Те, кто ставил всё на него, и только на него, оказались в неприятном положении: проигрыш объявлен поражением не просто пророссийского кандидата, а Кремля. К тому же потом придется делать вид, что ничего не было, и как-то выстраивать отношения с теми, против кого велась игра перед выборами.

А ведь для принятия решения о поддержке Додона, Кремлю достаточно было посмотреть на данные социологов. Соцопрос «Барометр общественного мнения», который каждый год проводится авторитетным кишиневским Институтом общественных политик, показывает, что в октябре 2016 года на гипотетическом референдуме о присоединении Молдавии к ЕС за были готовы проголосовать 38% жителей страны, 37% были против. В октябре же 2020 года, после четырех лет президентства Додона, расклад ответов на тот же вопрос кардинально изменился – теперь за уже 58%, а против – только 20%.

Пропорционально росту поддержки ЕС снизилась поддержка для Евразийского экономического союза (ЕАЭС). В 2016 году за присоединение к нему готовы были голосовать 53%, в 2020-м – 39,5%. Если же респондентам предлагали выбрать между ЕС и ЕАЭС, то в 2016 году со счетом 44% против 31% побеждал ЕАЭС. А сейчас, в 2020 году, выигрывает уже Евросоюз: 49% против 23%.

У таких показателей несколько причин. Отчасти это связано с тем, что делал, а точнее, не делал Додон на посту президента. Он часто бывал в Москве, а еще чаще – в церкви. Много говорил о традиционных ценностях, которые, по его мнению, – общая российско-молдавская скрепа. Но почти не разъяснял согражданам, какие перспективы открывает для Молдавии дружба с Россией, кроме возможности возить в Москву фрукты-овощи и ездить туда на заработки.

Россия все это время тоже особо ничем не занималась на молдавском направлении, если не считать демонстративной поддержки Додона. И когда имя президента всплывало в неприятных скандалах с коррупционным шлейфом, а это было, и не раз, долю негатива рикошетом получала и Москва.

А вот Евросоюз в эти годы вел себя иначе. Наученный горьким опытом прошлых лет, когда республикой правили проевропейские коррупционеры, сильно повредившие имиджу ЕС, Брюссель изменил тактику. Не выпячивая особых отношений с конкретными молдавскими политиками, ЕС реализует в стране массу проектов разного масштаба – от ремонта дорог, школ и больниц до выделения грантов на покупку теплиц мелким фермерам, – стараясь сообщать о каждом как можно громче. Результат – на табло.

Итог четырехлетнего правления Додона оказался явно не в пользу России. В этом заслуга как его самого, так и Москвы, которая все это время работала с одним-единственным молдавским политиком, вместо того чтобы подумать, какой могла бы быть ее политика в отношении всей страны... – заключает эксперт.

***

Политолог Алексей Макаркин знакомит своих читателей с избранным президентом Молдовы Майей Санду:

«Завершила свое образование в США, работала во Всемирном банке, министр образования (выступала за приоритет в школах английского языка над русским), лидер проевропейской партии, недолговременный премьер-министр. Основные месседжи - европейская интеграция и борьба с коррупцией.

Яркий пример смены поколений - уже в первом туре она получила относительное большинство. Ставка Игоря Додона на молдавскую (в противовес румынской) идентичность, связи с Россией (публично акцентировавшиеся, чтобы сохранить приднестровские голоса, но при этом аккуратно лимитирумые) и традиционную нравственность (опора на церковь) оказалась менее убедительной. А перед вторым туром Санду договорилась с популистом Ренато Усатым и укрепила лидирующие позиции.

Теперь Санду придется иметь дело с коррумпированным, предельно прагматичным и изрядно циничным политическим классом. Ее ставка (как и Усатого, партия которого сейчас не представлена в парламенте) - на скорейшие парламентские выборы. Но прочного большинства у нее, видимо, не будет - придется договариваться, идя на компромиссы и размывая свою повестку. Но это частые проблемы в рамках конкурентной политики...»

***

Оппозиционный политик Игорь Драндин обратил внимание на финансовую сторону этого события:

«Теперь у Путина нет причин вытаскивать деньги из карманов россиян и передавать их в Молдову, чтобы порадовать Додона и иметь возможность пригласить его на очередной парад в качестве президента.

Недавно правительство Молдовы одобрило соглашения между Минфином РФ и Министерством финансов республики о предоставлении безвозвратной финансовой помощи Кишиневу в размере до 275 миллионов российских рублей, это около 3 миллионов евро. Но теперь этот аттракцион кремлёвской щедрости остановлен... Хороший день для нашей прекрасной страны...»

***

Другой оппозиционный политик, Юлия Галямина радуется за Майю Санду:

«Майя Санду почти моя ровесница. И Майя Санду стала президентом. Президентом, в первом же интервью заявившей: «Я хочу, чтобы было всем понятно: для меня права человека — самое важное».

Так получается в последнее время, что многие и многие жители планета Земля связывают позитивное развитие, счастливое, достойное, безопасное будущее своих стран — с женщинами в политике, и не просто в политике, а на высших постах. И я хочу поздравить всех граждан Молдавии с тем, что они сделали такой же выбор: в пользу мягкой силы, человечности, разнообразия и открытости.

Мир, права человека, равенство — для Майи Санду, выпускницы Гарварда, это явно не просто слова. С таким лидером любая страна получает перспективы реального развития. Первый шаг в эту сторону уже сделан, надеюсь у молдаван получится довести это непростое дело до конца.

И мне ужасно жаль, что моя страна пока ассоциируется с противоположными вещами: насилием, бесправием, застоем, воровством и неравенством. В общем со всем, что воплощает в себе нынешний российский президент и от чего хотят уйти молдоване, голосуя не против России, а против этого идеологического коктейля, который миру подсовывает нынешний Кремль...»

"