Posted 17 октября 2022, 12:40
Published 17 октября 2022, 12:40
Modified 7 марта 2024, 11:54
Updated 7 марта 2024, 11:54
В ближайшие две недели с вероятностью 99% британский премьер-министр Лиз Трасс уйдет со своего поста, уверены аналитики. Как известно, на прошлой неделе она фактически отозвала свой необеспеченный план снижения налогов и отправила в отставку министра финансов Квази Квартенга с должности, которую тот занимал всего 38 дней. Даже президент США Джо Байден заявил о том, что Лиз Трасс допустила непростительную ошибку.
Таким образом под давлением депутатов Трасс пришлось отказаться от своего проекта снижения налогов, который мог привести к долговому кризису в Британии. Впрочем, структурные проблемы этот шаг не решает: банк Goldman Sachs ожидает падения британского ВВП минимум на 1% в следующем году. Правда, аналитики американского финансового агентства Bloomberg считают, что самым вероятным сценарием для премьера остается не быстрая отставка (хотя она тоже не исключена), а статус «хромой утки» при новом министре финансов Джереми Ханте.
Влиятельное британское издание The Sunday Times пишет, что внутри Консервативной партии вероятно может возникнуть заговор против премьера Лиз Трасс. Оказалась, что премьер совершенно не разбирается в финансах и экономики, а ее налоговые инициативы ударили по самой партии. Команда Бориса Джонсона интригует и хочет сколотить коалицию. Все большую популярность набирает бывший глава Казначейства Сунак, который в последние недели весьма активизировался, хотя в его окружении говорят, что он соблюдает нейтралитет. По мнению газеты, Сунак оказался в центре сообщений о том, что он и Мордаунт, лидер Палаты общин, занявший третье место в конкурсе лидеров, могут сформировать будущую «команду мечты», чтобы заменить Трасса. Многое будет зависеть от «совета старейшин» консерваторов, которые могут потребовать от премьера уйти в отставку.
Аналитик Остап Кармоди вслед за британской прессой повторяет, что на месте Трасс мог бы с тем же успехом быть кочан капусты:
«Лиз Трасс отправила в отставку своего министра финансов и многолетнего единомышленника Квази Квартенга и назначила на его место бессмысленного Джереми Ханта. Кроме этого, она отменила снижение корпоративного налога, которое было одним из ключевых обещаний её предвыборной программы — очередная одна уступка «экспертной» толпе, взбешённой её планом экономической либерализации.
Трасс очевидно спасает свою шкуру, отправляя в отставку Квартенга, чтобы не отправили в отставку её. Но никто уже не верит, что она может удержаться на посту. Одна из британских газет проводит издевательский эксперимент, выясняя, что продержится дольше — Трасс в кресле премьера или кочан салата вне холодильника.
На самом деле уже без разницы, сколько она продержится: премьер-министром теперь с тем же успехом мог быть бы тот самый кочан салата.
К сожалению, за последнее десятилетие мы пришли в точку, в которой осмысленные реформы могут проводить только социопаты с носорожьей кожей, которым плевать на чужое мнение. Типа Трампа.
Всех остальных мгновенно сжирают свои же запуганные соратники…»
Отечественные эксперты придерживаются более радикального мнения. Так финансовый аналитик Семен Коган пишет в своем блоге:
«Не долго музыка играла... Каковы возможные последствия? Скорее всего, мы увидим в ближайшее время достаточно высокую волатильность фунта и, разумеется, гособязательств Великобритании.
Как мы знаем, доходность по британским десятилеткам подскочила под конец недели до 4,35%, на фоне завершения программы покупки государственных облигаций. Банк Англии спасал ситуацию, как мог.
Но… далее все достаточно грустно. Консерваторам все эти фортели, скорее всего, грозят потерей власти через год. А новому премьеру… Расхлёбывать. Честно – не завидую.
Идеи Трасс были понятны. Вот мы сейчас как займем денег. И всем поможем.
Хорошо. Допустим, новый премьер не пойдет по пути огромных заимствований. А деньги откуда брать? А они нужны до безумия.
Не компенсировать домохозяйствам и промышленности безумные тарифы за электроэнергию – значит, получить огромные проблемы в экономике, закрытие производств, безработицу и жесткие социальные волнения. Компенсировать – это путь, обозначенный Лиз Трасс.
Бюджет дефицитен. В мире разгорается кризис. Рецессия повсеместна… Ставки растут и заимствовать приходится в крайне неблагоприятных условиях.
Любые решения нового премьера будут, скорее всего, непопулярны. И повторить за год подвиг Маргарет Тэтчер вряд ли получится. Так что должность в нынешних условиях – расстрельная…»
Политолог Малек Дудаков столь же категоричен:
На 40-й день премьерства Трасс растеряла остатки своего влияния в парламенте и в стране - поставив настоящий рекорд политического падения. Уже в ближайшие недели её могут выкинуть с Даунинг-Стрит: более 100 консервативных депутатов готовы хоть сейчас выкатить письма о вотуме недоверия Трасс. Но им ещё потребуется изменение парламентских правил, которые запрещают объявлять вотум недоверия новоиспечённому премьеру в первый год работы.
Однако Тори намерены на это пойти - ведь для них это уже вопрос политического выживания. Трасс со своим рейтингом в 12% тянет всю консервативную партию на дно. В случае проведения выборов консерваторы разгромно проиграют - и потеряют три четверти мест в парламенте.
Теперь Трасс ставит ультиматум и министр обороны Бен Уоллес. Он требует резко нарастить расходы на оборонку - в два раза к 2030 году, на что в британском бюджете, правда, просто нет денег. Иначе Уоллес обещает выйти из кабинета Трасс - и даже сам попытаться занять премьерское кресло.
Следующего своего лидера - и нового премьера - консерваторы будут выбирать уже без всяких праймериз - а лишь простым депутатским голосованием. Легитимность у него будет околонулевая. Так и встанет он у руля власти в самый тяжёлый период - с началом зимнего витка энергокризиса. Вероятно, что преемник Трасс тоже недолго удержится у власти…»