Posted 17 октября 2018, 13:44
Published 17 октября 2018, 13:44
Modified 7 марта, 16:32
Updated 7 марта, 16:32
Эксперт «Военно-промышленного курьера» Максим Климов опубликовал крайне интересный анализ катастрофы подлодки «Курск», причиной гибели большей части экипажа которой стал взрыв боевой торпеды 65-76А.
Взрыватель для этого типа торпеды УЗУ отсутствовал в сейфе в каюте командира лодки, а стало быть, скорее всего был он был установлен в торпеду и при внешнем воздействии она взорвалась. Проблема же в том, что эти УЗУ уже давно признаны небезопасны, тогда как другие взрыватели - предохранительного типа (серии «И») - показали исключительную надежность.
Автор отмечает, что взрыватели УЗУ были очевидным пережитком и попали на торпеду по причине ее общей устарелости к моменту принятия на вооружение. При этом более современные, с гораздо более надежным и безопасным взрывателем, торпеды ДСТ, которые уже прошли к тому времени опытную эксплуатацию на Северном флоте, были сняты и вывезены по неизвестным причинам.
На них предусмотрено было использование сначала топлива пронит, а затем более энергоемкого - энит. Первая серийная партия доработанных ДСТ была выпущена в 1983-м. А летом 1985-го испытания успешно завершились, торпеда была доведена до боеспособного состояния и рекомендована к эксплуатации.
Командующий Северным флотом адмирал флота Иван Капитанец писал:
В итоговом акте 15 января 1986 года государственная комиссия констатировала работоспособность агрегатов и систем торпеды, но отметила недостаточную дальность на режиме 2 и ряд непринципиальных и устранимых недостатков.
При этом торпеда ДСТ значительно превосходила торпеду 65-76А за счет:
Потом она была доработана и опытная эксплуатация началась летом 1991-го и продолжалась до ноября 1992-го. Всего было сделано семь выстрелов, замечаний по энергетической установке при хранении и стрельбах не поступало. Но на вооружение торпеда ДСТ не принималась...
Из-за топлива.
В то время как ВМС США перейдя на такое же унитарное топливо, смогли более чем на порядок снизить стоимость торпедного выстрела, тем самым обеспечить выполнение массовых стрельб, а затем надежно освоить новые торпеды на флоте. Пусть и ценой потери 30% энергетической возможности. У нас же топливо пронит сочли неприемлемым, а пытались работать с «экзотическими» высокотоксичными видами топлива. Потратив на это огромные средства и массу времени, от «экзотики» отказались.
Как бы то ни было, а на госиспытаниях недобор торпедой заложенной в задании дальности (который вполне устроил американцев) сочли провалом. К тому же было еще некое должностное лицо, которое воспротивилось появлению этой торпеды на флоте.
Возникает вопрос: что это? Некомпетентность вхожего в высокие кабинеты эксперта или нечто большее? Особенно с учетом того, что странные решения, принимаемые в верхах, удивительным образом совпадали с коммерческими интересами некоторых заинтересованных организаций, а решения эти явно противоречили задачам обеспечения обороноспособности страны.
Автор не стал назвать фамилию этого лица, однако задал ему (этот человек продолжает в высоких кабинетах решать вопросы торпедного оружия ВМФ) несколько вопросов, один из которых, главный, ответ на который нужен в первую очередь семьям погибшего экипажа «Курска», звучит так: почему на его борту (и на других атомоходах ВМФ) не оказалось торпед ДСТ?