Posted 17 сентября 2021,, 09:26

Published 17 сентября 2021,, 09:26

Modified 7 марта, 13:33

Updated 7 марта, 13:33

Первая российская газовая турбина большой мощности ГТД-110М

Водород подождет. Для России выгоднее использовать традиционные виды топлива

17 сентября 2021, 09:26
Фото: Фото: turbinist.ru
Первая российская газовая турбина большой мощности ГТД-110М
В нашей стране имеется своя сильнейшая школа газовых турбин, которая надолго обеспечит ее экономику двигателями на привычных российских углеводородных топливах
Сюжет
Газ

Андрей Злобин, кандидат технических наук

Хочу выразить свою поддержку позиции, которую озвучил в ходе открывшегося Тюменского нефтегазового форума российский вице-премьер Юрий Борисов. «Россия в вопросе формирования топливной политики не должна идти по пути Запада». Такая позиция может стать краеугольным камнем в процессе укрепления российской энергетики, авиационного, морского, автомобильного транспорта. Становясь, по сути, локомотивом мощного экономического роста, эта же позиция будет способствовать развитию отечественной нефтепереработки, обрабатывающих отраслей промышленности, машиностроения.

В последнее время я много и часто пишу о том, что слепое подражание Западу в топливной сфере не приведет ни к чему хорошему. Так называемые «зеленые технологии», включая водород, «зеленая энергетика» не только не решают для России топливного вопроса, а наоборот — создают нашей стране множество ненужных проблем, включая непосильные финансовые затраты. В России по-прежнему огромные запасы полезных ископаемых. И месторождения каменного угля, нефти, газа являются нашим большим конкурентным преимуществом. Нам сейчас как воздух нужны две вещи — возрождение отечественной школы и практики геологоразведки, а также развитая малая авиация для геологов. И то и другое вполне реальные направления развития, в отличие от навязываемого водородного топлива, эквивалентного очередным «звездным войнам».

На водородном топливе летали всем известные и безумно дорогие космические челноки типа «Спейс Шаттл». Оно нам нужно — платить за энергетику, самолеты, корабли и автомобили, как за космические корабли? Сегодня нужно заниматься не эфемерными «зелеными» планами, а делать вложения в геологию и авиацию. Нужны тщательно проработанные и быстро реализуемые соответствующие государственные программы. В частности, развитая авиация поможет быстро создать инфраструктуру, столь необходимую для месторождений, которые в силу удаленности считаются якобы малорентабельными. И слушать надо не выпускников какого-нибудь «зарубежного ПТУ», а российских ученых, имеющих почти вековой опыт решения энергетических проблем, включая топлива, на огромной территории СССР.

России нужно усиленно поддерживать знаменитую школу газовых турбин профессора В.В.Уварова. С начала XX века под руководством Владимира Васильевича и при его непосредственном участии в СССР развивались стационарные, авиационные, морские, автомобильные газотурбинные установки (ГТУ) и двигатели. В.В.Уваров создал знаменитую научную и инженерную школу по газовым турбинам, основал кафедру «Турбостроение» МВТУ им.Баумана, впервые предложил множество новых технических решений, которые определили приоритеты газотурбостроения во всем мире. Так, именно профессор В.В.Уваров первым доказал возможность создания энергетических газотурбинных установок мощностью в сотни мегаватт. Под его руководством были разработаны проекты советских энергетических ГТУ большой мощности.

Фактически все мировые производители мощных энергетических газовых турбин следуют идеям Владимира Васильевича. Именно газотурбинные двигатели являются примером экологического совершенства при использовании традиционных топлив. Россия действительно не должна идти по пути Запада в плане формирования топливной политики. У нас в стране имеется своя сильнейшая школа газовых турбин, которая без всяких звездных войн надолго обеспечит энергетику, авиацию, флот двигателями на привычных российских углеводородных топливах.

"