Posted 17 сентября 2019,, 09:15

Published 17 сентября 2019,, 09:15

Modified 7 марта, 15:49

Updated 7 марта, 15:49

Социологи: морально общество в России уже намного превосходит государство

Социологи: морально общество в России уже намного превосходит государство

17 сентября 2019, 09:15
Результаты нового социологического исследования показали, что люди в стране требуют законности и ожидают новых лидеров, которые выступили бы в качестве носителей этой законности

Группа российских социологов под руководством Анастасии Никольской завершила исследование, посвященное уровню морального развития российского общества. Эксперты сошлись во мнении, что результаты исследования радуют и подтверждают тот факт, что сейчас в России общество куда лучше государства. Хоть часть «либеральной» общественности продолжает жить в комфортной для неё мифологеме государства как главного европейца и ужасного русского быдло-народа. С исследованием можно ознакомиться здесь, а «Новые Известия» опубликуют выводы социологов.

При этом необходимо отметить, что эксперты выделяют 6 стадий нравственного развития. Переход от одной нравственной стадии к другой — результат развития как когнитивных навыков, так и способности к эмпатии. В то время как большинство людей в своем нравственном развитии достигает, по крайней мере, третьей стадии, другие остаются нравственно незрелыми на протяжении всей жизни. Этапы не могут быть пропущены, каждый неизбежно ведёт к новому, более комплексному и дифференцированному, чем его предшественники, при этом объединяясь с ними.

На 1 стадии человек ориентирован на наказание и послушание – делаю что-то, чтобы избежать наказания, поскольку некая сила принуждает меня так делать. Мораль – на стороне сильного, он имеет право решать.

На 2 стадии мораль сформирована на уровне взаимообмена: я делаю для других то, что они делают для меня (как хорошее, так и плохое).

На 3 стадии мораль ориентирована на мнение большинства, социальные нормы (делаю так, потому что все так делают, считаю так, потому что все так считают). Т.е., все, что приносит пользу моему социальному окружению – хорошо, и я постараюсь сделать все, чтобы им было лучше, и наоборот – все, что вредит моему социальному окружению – плохо, и я сделаю все, чтобы избавиться от этого вреда.

На 4 стадии формируется установка на поддержание установленного, законного порядка социальной справедливости. Я делаю так, потому что таков закон. Закон и порядок превыше всего и должны неукоснительно соблюдаться всеми, в том числе моим окружением.

На 5 стадии представление о морали формируется как представление о продукте общественного договора (законы пишутся людьми, они могут быть несправедливы), но обещания всегда должны соблюдаться, при условии, что заключенный социальный контракт не наносит вреда обществу.

На 6 стадии человек придерживается универсальных этических принципов (регулятором являются собственные нравственные принципы и совесть). Делаю так, потому что существует некий высший нравственный принцип так делать.

Совершенно очевидно, что российскоое государство в его нынешнем виде застряло на 1-2 стадиях этой классификации, а общество?

В этой связи, авторы исследования пишут:

«Результаты теста подтверждают то, что мы можем наблюдать сейчас в стране, а именно: российское общество в большинстве социальных сфер достигло четвертой стадии морального развития. Люди требуют законности и ожидают новых лидеров, которые выступили бы в качестве носителей этой законности.

Они готовы отстаивать свои законные права, в том числе право на свободу, на личное мнение, на миролюбивую внешнюю политику и внешнюю политику, цель которой будет понятна гражданам. Они рассматривают нарушение властями законов собственной страны, как нравственно неправильное, и требуют соблюдения закона всеми.

При этом можно наблюдать и определенные девиации в массовом сознании. Некоторые дилеммы демонстрируют переходный уровень от 4-й к 5-й стадии. Так, средние баллы по дилеммам про эвтаназию и про слежку за людьми, у которых выявлена склонность к насилию, показывают, что в обществе происходит сдвиг ценностей в сторону модернизации, где права личности на жизнь и на свободу расцениваются как наивысшие права человека.

К этой же серии можно отнести дилеммы про официальную пропаганду и про мелкие правонарушения (плагиат), на которые можно закрыть глаза с учетом общих заслуг человека. Представляется, однако, что ответы на дилемму про официальную пропаганду могут говорить, скорее, об усталости населения от лживости федеральных масс-медиа.

Что же касается ответов на дилемму о мелких правонарушениях, то, хотя большинство ответов можно отнести к 5-й стадии (стадия социального контракта), эти ответы, скорее, апеллируют к необходимости введения такой судебно-правовой системы, которая, являясь независимой, учитывала бы все обстоятельства рассматриваемых дел.

Интересно, что ответы на одну из дилемм, также выбивающихся из общего ряда, однако в другую сторону, - в сторону снижения, а именно - дилемму о смертной казни, по сути, также апеллируют к независимой и не предвзятой судебно-правовой системе...

... Две последние дилеммы демонстрируют третью стадию развития, на которой, как говорилось выше, суждения о нравственности собственных действий выносятся на основе их сравнения с мнениями и ожиданиями своего социального окружения относительно того, что правильно и неправильно.

Можно предположить, что нарастающее социальное и институциональное неравенство разделило массы и элиту не только по уровню социально-экономического статуса. Двойственная политика и экономика для элит и не-элит приводит к тому, что распределение экономической власти институционализируется и находит максимальное отражение в политическом неравенстве.

Нарастающее политическое и экономическое неравенство, в свою очередь, воспринимаются населением, как вызов, в том числе, нравственный вызов, и заставляют все более открыто бороться за свои законные права, что приводит, в том числе, к развитию нравственного протеста. Этот нравственный вызов обрабатывается массовым сознанием и приводит к 4-й стадии морального развития.

В то же время, похоже, что элиты, оторванные от масс во всех социальных сферах – образования, медицины, права, доступа к собственности и сохранности собственности – остаются на третьей стадии морального развития, когда оценки о нравственности выносятся на основании мнений собственного окружения, а справедливость установленных окружением правил практически не подвергается сомнению.

Таким образом, похоже, что этическая составляющая менталитета элит и менталитета населения начинают расходиться, в то время как в условиях глобализации в большинстве развитых стран они сближаются.

Указанное расхождение этических систем вызывает у населения выраженный негативизм, что представляет собой серьезную угрозу для социальной стабильности...»

"