Posted 17 августа 2020,, 10:30

Published 17 августа 2020,, 10:30

Modified 7 марта, 14:39

Updated 7 марта, 14:39

Михаил Веллер: «Смотрите, белорусы, чтобы у вас революцию не украли»

Михаил Веллер: «Смотрите, белорусы, чтобы у вас революцию не украли»

17 августа 2020, 10:30
Фото: https://www.youtube.com/watch?v=PqS3MdVrGdE
События в Белоруссии, по мнению Михаила Веллера, всему миру продемонстрировали, что свобода важнее хлеба, «дороже пайки и койки». Но в борьбе за эту свободу надо не упустить из внимания целый ряд важнейших моментов. О том, каких именно, писатель рассказал на своём ютуб-канале.

«Кровавый диктатор Лукашенко переступил черту, точка перегиба пройдена, всё это чистая правда.

И теперь мы будем исходить из того, что жизнь диктатора ничуть не ценнее жизни любого другого человека.

Сейчас судьба Александра Григорьевича Лукашенко… Ну, вы знаете, люди смертны… Есть человек и нет человека. Это всё совершеннейшие мелочи.

Если те объявления, которые ему уже давно предъявлены в печати, об убийстве конкурентов, соперников и прочая – правдивы, то – да, разумеется, на плацу, под барабанный треск, расстрелять!

Дело сейчас не в этом. Нас никогда не интересовал диктатор, как личность. Нас интересовал диктатор, как человек, от которого стране или народу может быть польза или вред, а как правило, то и другое, в какой-либо пропорции.

И вот сейчас с тем, что происходит в Белоруссии, а я говорил, какая страшная каша там заваривается, мы имеем удивительный пример: свобода важнее хлеба.

Это была не революция голодных. Это не марш пустых кастрюль.

Люди вышли протестовать, не потому что бедняки не могут смотреть, как богачи трескаются с жиру, не потому что нечего жрать и не сходятся концы с концами.

Люди вышли протестовать, потому что им надоело ощущать себя никем и ничем.

Их голос ничего не значит, с ними не считаются, нет свободы слова, свободы шествий и демонстраций, печати и телевидения.

Всё это, значит, тот самый, несколько замшелый социализм. И вот всей этой несвободы они не хотят.

Необходимо понять и запомнить: накормить – это не всё. И, как правило, бунтуют не те, которые голодные.

И люди абсолютно правы в своих требованиях! Какого лешего всё это?! Они хотят сами!

Момент первый – вот эта вот свобода, то есть возможность самому распоряжаться собой и всем своим, и своей судьбой во всём, она дороже, чем если человеку дадут пайку и койку и дадут кайло. Нет, человек хочет сам – убедились.

Все пересуды насчёт того, что будет с Лукашенко и кто возьмёт власть, сбежит ли он в Россию, отказался ли бежать в Китай, а вот у него под Москвой есть коттедж на одном гектаре, который он когда-то купил у Гуцериева, а что он будет делать и так далее, состоится ли передача власти, а если да, то кому, будет ли дворцовый переворот, как там комитет гражданского спасения будет брать у него власть?...

Ребята, всё правильно. Как знали все революционеры, главный вопрос революции – это вопрос власти. Взять власть. А вот когда берут власть вдруг оказывается, что ты содрал с шеи одно ярмо и не заметил, что тебе повесили другое.

Что меня поражает. Ну есть же экономисты в Белоруссии. Политологи, историки есть. Хоть бы кто-то проблему поставил, ребята.

Вот мы меняем власть, мы не желаем больше диктатора, усатый таракан своё отработал. Мы его больше не хотим, имеем право не хотеть и не иметь.

Вот когда мы сменим власть, у нас будет – что? Мы хотим чего?

Разумеется, хотим свободы слова, шествий, демонстраций, печати, телевидения и так далее. Мы хотим честных выборов на всех уровнях, от низовых, региональных, до центральных. Безусловно!

А ещё? Чего ещё? Потому что когда ставятся только такие задачи, остальные задачи, базовые, за вас решают другие. Пока вы об этом даже не думаете.

И вот здесь первое обстоятельство, которое невозможно устранить: это Россия как сосед.

Значит, нужно решать вопрос: ребят, мы с Россией как, будем ли сохранять вот это вот государство Россия-Беларусь или не будем? А если будем сохранять, то на каких началах?

Хотим ли мы больше интеграции или меньшей интеграции? Или вообще без интеграции и хватит нам этой игры в государство?

Но ведь это же надо для себя решить, потому что это вопрос, который сейчас решается в Москве с серьёзными последствиями для Белоруссии.

Надо понять: если Белоруссия разворачивается к Западу – всё хорошо, прекрасно, это приветствуется, это европейские свободы, европейские гарантии, честные суди так далее, но, значит, куда сбывать продукцию? Практически вся сельхозпродукция идёт в Россию.

Россия говорит: «Вот как? И без вас проживём! Найдём дешевле и выгоднее». Если Россия закрывает для Белоруссии свой рынок – например, через ввод санкций, что будет делать Белоруссия?

Вопрос, который висит все эти годы: если Россия, из принципа – ай, пропадай моя телега! – решит перестать продавать Белоруссии нефть и газ, или же исключительно по мировым ценам?... Вот этот вопрос тоже всегда должен решаться.

Вопрос следующий. Меня удивляет, что никто не разбирался. Имеется два очень сильно важных стратегических объекта на территории Белоруссии. Один называется РЛС-комплекс «Волга» - это значит, обнаружение, предупреждение ракетного нападения. Это очень дорого стоит, это долго строилось, в Барановичах. А вторая – это узел связи ВМФ «Вилейка». Станция держит связь с российскими подводными лодками в Атлантическом океане, в тихом, в части индийского океана. Это тоже ценный объект.

Ребята, а каковы имущественные юридические отношения Белоруссии и России по этим объектам? Они, вообще-то, считаются белорусскими, но они – внимание! – 6 января 1995 года переданы в Россию в безвозмездное пользование, считайте, в бесплатную аренду, на 25 лет. Календарь помните? Эти 25 лет истекли 6 января 2020 года. Больше полугода прошло. Ну и что? Аренда продлена? Или каковы условия? В чём дело? Слова об этом не нашёл. А ведь это важнейшие элементы всего этого оборонного комплекса России.

И эти вопросы тоже надо решать.

…Нужно смотреть, чтобы у вас революцию не украли те, кто сейчас целится к власти. Идёт толпа на штурм, энтузиасты, бойцы, храбрые люди, которые возненавидели барона, который сидит в замке 26 лет.

А сзади, за толпой, тихо идут расчётливые люди, которые этим позволят гибнуть на стенах, а потом будут праздновать победу.

А затем, когда будут разбираться: опаньки, а на новых должностях уже сидят непонятные люди, и говорят речи, вроде бы, правильные, и должности нужные, но проходит два года – шарах! – и опять никуда не повернутся. И вот это вот, к сожалению, обычный путь революций.

Вот что я хочу сказать: вы несётесь по дороге, но там поворот. Он будет неизбежно. Но нужно же разведать, что за поворот, посчитать, подумать...

Как мы все пели Цоя, "перемен, мы ждём перемен", И как потом рты разинули, в 1992-ом: "Да нифига себе, какие цены, да нифига себе, всё сгорело, что люди накопили и сберегли, откуда все эти нувориши на своих стотысячных тачках?".

Вот очень бы хотелось, чтобы только всего этого не произошло, а то будет сердце болеть».

"