Posted 17 июня 2020,, 08:36

Published 17 июня 2020,, 08:36

Modified 7 марта, 15:06

Updated 7 марта, 15:06

Прибыль против здоровья: почему большинство санитайзеров не спасают от инфекций

Прибыль против здоровья: почему большинство санитайзеров не спасают от инфекций

17 июня 2020, 08:36
Около 80% антибактериальных средств на российском рынке не защищают от бактерий, вирусов и возбудителей болезней - таковы результаты анализа антибактериальных средств крупнейших маркетплейсов, проведенного после обращения со стороны руководства сети салонов красоты.

Иван Петровский

В ходе проверки составов и химического анализа изучаемых изделий в компании пришли к выводу, что свыше 80% представленных антибактериальных средств не соответствуют российскому законодательству, поскольку не нейтрализуют бактерии, вирусы и возбудителей болезней, хотя именно это обещает их упаковка.

«Даже поверхностный обзор показывает, что большинство производителей, желающих заработать на борьбе с коронавирусом, на деле продают парфюмерно-косметическую продукцию вроде гелей и растворов, называя их антимикробными, бактерицидными и тому подобными средствами, — рассказывает Алексей Ермаков, заместитель генерального директора ООО «Ингал», производителе изделий медицинского назначения и профессиональных косметологических средств. — Их состав только отдаленно похож на состав дезсредств. Например, для дезинфицирующего средства обязательно поддержание концентрации активного компонента на уровне, достаточном для антимикробной активности, то есть, не менее 60% по массе, что и указывается в составе. Кроме того, в их составе не должно быть компонентов, блокирующих антимикробное действие активного вещества. Для парфюмерной продукции подобных требований не предъявляется, их антимикробная активность не контролируется. Благодаря таким тонкостям изготовитель может существенно сэкономить на ингредиентах и предложить покупателю более дешевый, но неэффективный товар».

Данные российской компании подтверждаются и участившимися по всему миру скандалами, связанными как с неправдивыми обещаниями защиты от вируса, так и с массовыми арестами распространителей контрафактных товаров. Например, только за март-апрель 30 крупнейших производителей дезинфицирующих средств получили предупреждения от FDA о несоответствии маркетинговой информации реальному положению дел. Первой в этом списке стала компания Prefense. CDC (Центры по контролю и профилактике заболеваний, США) публично призвала не использовать для дезинфекции безалкогольные средства для рук компаний Purell и Germ-X. Компании попытались нейтрализовать кампанию, заявив, что используют бензалконий хлорид. В ответ ведомство дало подробное разъяснение, что данный компонент не убивает вирус, а только снижает рост болезнетворных микробов. CDC рекомендует средства, содержащие минимум 60% спирта.

Министерство здравоохранения Канады отозвало дезинфицирующие средства 6 компаний, поскольку те содержали промышленный этанол, что вредно для здоровья рук граждан. Французское бюро по борьбе с мошенничеством на днях сообщило, что популярное турецкое дезинфицирующее средство для рук не содержит достаточное количество этанола для обеспечения противовирусной или антибактериальной защиты, а, следовательно, не может быть использовано для защиты от коронавируса. В публичном пространстве рунета официальных сообщений о несоответствии конкретных изделий требованиям безопасности пока не поступало. В Роскачестве как и в американском CDC рекомендуют отдавать предпочтение антисептикам с концентрацией спирта не менее 60%, предупреждают, что отдельные антисептики могут содержать аллергены, однако сообщений о нарушителях требований пока не поступало.

«При применении парфюмерии в качестве дезсредства есть риск не получить желаемого антисептического эффекта, — напоминает Алексей Ермаков, — и на обработанных поверхностях останется достаточное количество болезнетворных микроорганизмов. Особенно актуально это для вирусов, обладающих значительной стойкостью, например, вирус COVID-19».

Способность дезинфицирующих средств гарантированно уничтожать вирусы, бактерии и грибки, подтверждается испытаниями в специализированной организации, такой как «Государственный научный центр прикладной микробиологии и биотехнологии» при Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. В ходе такого испытания определяется на какие группы вирусов и микроорганизмов оказывает воздействие конкретное дезинфицирующее средство. Антимикробная активность дезсредства в обязательном порядке указывается в документации изделия. На основании результатов этих испытаний Роспотребнадзор и выдает свидетельство о государственной регистрации.

Возросшая активность по производству или симуляции карманных антисептиков вполне понятна, это один из самых прибыльных и быстрорастущих в мире, кстати, таким он был еще до пандемии. Так, в 2017 году эксперты оценивали его в $2,4 млрд и прогнозировали рост до $3 млрд к 2024 году (ссылка на исследование). В отчете, датированном апрелем 2020 года, прогнозируется рост рынка к 2024 на уровне $12,25 млрд. На рост популярности санитайзеров повлияли вспышки различным штаммов гриппа в нулевые и 2010-е. Например, в 2009-м, во время эпидемии свиного гриппа, продажи дезинфицирующих средств для рук в США выросли на 71%.

Похожая ситуация складывается и в России. В экстренном порядке выпускать и продавать антисептики стали и многие локальные бренды. Цена на санитайзеры в России в последний месяц начала стремительно снижаться, по мнению экспертов, в основном, за счет упрощения состава.

"