Posted 17 июня 2019,, 08:59

Published 17 июня 2019,, 08:59

Modified 7 марта, 16:02

Updated 7 марта, 16:02

Вопросы без ответов: откуда футбол России получит деньги

Вопросы без ответов: откуда футбол России получит деньги

17 июня 2019, 08:59
Недавно исполком Российской премьер-лиги (РПЛ) принял вызывающее полемику решение о расширении футбольного чемпионата в сезоне 2020-21 с 16 до 18 команд. Большинство профессиональных команд у нас живут за счет госфинансирования, и в таких условиях трудно ждать от клубов РПЛ гарантий экономической состоятельности.
Сюжет
Футбол

Евгений Бень

Вслед за прошлогодним чемпионатом мира по футболу, как и предполагалось, произошел некоторый рост интереса к матчам Российской премьер-лиги. Вместе с первенством 2018-19 года в прошлом августе стартовал и запущенный в наиболее выигрышный момент вещателем «Матч ТВ» новый платный канал «Матч Премьер», который теперь транслирует все игры чемпионата России. На федеральном же канале «Матч!» с той поры показывали только один-два матча тура, притом, как правило, не топовых. В общем ныне за 219 рублей в месяц можно стать зрителем всех внутренних игр большого российского футбола.

Предыдущая похожая практика, когда с 2012-го по 2015 год множество матчей можно было смотреть только платно на канале «Наш футбол», завершилась пожеланием сверху о создании общедоступного спортивного канала. Так появился «Матч!», по которому до чемпионата мира бесплатно транслировалось большинство отечественных матчей. И в самом деле: на тот момент для платного футбольного канала время еще не пришло, поскольку интерес к футболу год от года остывал по причине не очень выразительного отечественного чемпионата и неудач национальной сборной.

В аутсайдерах по продажам прав на телетрансляции

В нашем футбольном хозяйстве из года в год сильнейший крен в сторону купли-продажи легионеров. Не даром в каждое межсезонье российская футбольная пресса демонстрирует буквально зацикленность на этой теме. По приходу от продажи билетов 6-й в Европе по уровню российский чемпионат, несмотря на некоторые сдвиги последнего времени, среди аутсайдеров – на 14-м месте в Старом свете, где билетная выручка – один из основных источников поступлений денег.

Между тем в европейских странах в первую очередь и больше всего клубы зарабатывают на трансляциях матчей по телевидению. Доходы же российских клубов от продажи прав на показы матчей недавно составляли всего 4% от финансовых поступлений клубов. Это самый низкий показатель среди ведущих чемпионатов 20 европейских стран. Если общий доход Английской премьер-лиги (АПЛ), например, в 2017 году от продажи телевизионных прав был 2,271 млрд евро (113,6 млн евро получил в среднем каждый клуб), то Российской премьер-лиги – 29 млн (1,8 млн евро в среднем на клуб). В Англии болельщикам приходится платить больше 40 фунтов в месяц, чтобы смотреть по телевизору матчи чемпионата страны, в Италии, Испании, Франции по 10-20 евро.

В принципе за счет заплативших за трансляцию болельщиков в выигрыше должны оставаться и сами клубы, увеличивающие приходы за продажу прав на показы матчей, и спонсоры команд, которые определенно знают, где, когда и как работает их реклама, и вещатель, получивший новые возможности для качественных трансляций, и, зритель, который смотрит трансляции иного более высокого уровня – с подробными комментариями экспертов, с предисловием и послесловием к каждому матчу, с многочисленными повторами моментов и постоянно развивающимся многообразием телевизионной картинки. Такие особенности футбольных передач не без смысловых шероховатостей мы сегодня наблюдаем на платном канале «Матч Премьер», показывающем все матчи Российской премьер-лиги. Ставка при этом гипотетически на постоянный прирост оплачивающих просмотры, а клубы в свою очередь будут наращивать свои приходы от трансляций на «Матч Премьере».

Надежды и обстоятельства

Мировой мундиаль, проведенный в России в прошлом году, вселил надежду на то, что у нас картина может измениться к лучшему. Действительно, игру «Зенита» со «Спартаком», по данным агентства медиаисследований и мониторинга рекламы Mediascope, посмотрели по ТВ осенью 2018 года 5,9 млн зрителей, и это беспрецедентно высокий показатель. Так что появление платного футбола по телевизору после бума на чемпионате мира вроде бы стало шансом для совершенствования любимого в России вида спорта. Однако, именно шансом, которым еще нужно воспользоваться.

В конце прошлого календарного года в интервью СМИ «Футбол» президент РПЛ Сергей Прядкин, говоря о показе матчей чемпионата России, признался, что для премьер-лиги это болезненная тема: «С одной стороны, все-таки [нужно]показывать хорошие матчи на общедоступном «Матч ТВ». С другой стороны, необходимо развивать платную платформу как основу доходов клубов. Сейчас упор делается на платную платформу. …Если к началу чемпионата у нас было 68 тысяч подписчиков, то за 4 месяца мы нарастили эту цифру до 430 тысяч».

Кстати, обозначенные 68 тысяч подписчиков на самом старте говорят лишь о том, что любители футбола просто поначалу еще не успели подписаться на новый канал, а количество подписчиков «Нашего футбола», предшествовавшего «Матч Премьеру», в лучшие времена уже приближалось к 400 тысячам. Согласно проектным планам «Газпром-медиа», число подписчиков «Матч Премьера» должно бы к концу 2020 года перевалить за миллион. Но в принципе горячих любителей футбола у нас в стране не несколько сотен тысяч и даже не миллион, а как минимум несколько миллионов.

Можно обратить внимание и на то, что ни этой весной, ни сейчас в открытых источниках невозможно найти бравурных сообщений о дальнейшем росте подписчиков на новый платный футбольный канал. Финансовые же итоги платных телетрансляций для клубов Российской премьер-лиги за прошедший сезон еще не опубликованы.И невольно это всё больше наводит на грустные мысли…

Как-то в этом мае в одной из дискуссионных передач на «Матч Премьере» мимоходом прозвучало, что канал за весь недавно завершившийся чемпионат дал клубам РПЛ доход от продажи телевизионных прав на 30 млн евро, но, если такие средства раскидать на 16 клубов лиги, при немереной их себестоимости это пока очень маловыразительное подспорье. Многоопытный тренер Валерий Газзаев считает, что нужно поднять стоимость телевизионных прав за показ матчей премьер-лиги, но совершенно непонятно как с этим физически сможет объективно справиться вещатель.

Есть ли фундамент для расширения РПЛ?

На таком фоне недавно исполком РПЛ принял решение о расширении главной лиги российского футбола в сезоне 2020-21 с 16 до 18 команд. В последние годы (и при нынешних 16 командах в лиге) один из клубов регулярно еле-еле доползал до конца сезона: «Анжи» (дважды), «Томь», «Тосно», «Мордовия», «Алания». Пермский «Амкар» 14 лет отыграл в РПЛ, став ее твердым середняком, но прекратилась его региональная господдержка, и после предпоследнего чемпионата почти в одночасье клуб завершил существование одновременно с «Тосно». А после последнего первенства та же участь постигла «Анжи».

Подавляющее большинство клубов в России живут за счет государственного финансирования, и в таких условиях трудно ждать от всех участников РПЛ гарантий их экономической состоятельности, не говоря про гарантии стабильности.

Основные же доводы в пользу расширения команд премьер-лиги в том, что, если они будут чаще выступать, в том числе на опасном для травм искусственном поле в Уфе и ему подобных (а такие пока есть), то станут соответствовать принятому в европейских топ-чемпионатах ритму, и увеличатся объемы продаж телевизионных прав.

Не эффективнее ли пойти по другому пути? Первый круг играть в 16 команд, а далее по его итогам разбить их на две автономных группы по 8 команд – еще на два круга. Первая из таких групп боролась бы за чемпионство, участие в Лиге чемпионов и Лиге Европы. Вторая – за сохранение места в Российской премьер-лиге в следующем сезоне. Интрига и накал страстей бы возросли, и с продажей телевизионных прав, глядишь, повеселее бы пошло…

Всё больше разговоров об отмене в РПЛ лимита на легионеров, но правильный ли это будет шаг для футбольного хозяйства, где трансферы – превалирующий и едва ли не единственный бизнес? Не завянет ли совсем наша молодежь, которой и так всё трудней и трудней попадать в основу?

Пока же, судя по трансферным новостям межсезонья, клубы премьер-лиги (и самые богатые тоже) всё меньше интереса проявляют к покупке из-за рубежа дорогих состоявшихся футболистов и всё чаще хотят выискать и прикупить совсем молодых, еще доступных по цене, но с отличными данными на вырост. В этом смысле показателен опыт ЦСКА, у которого получается за счет высококвалифицированного подбора молодых игроков и качества их подготовки резко поднимать в цене и приглашенных иностранцев (Влашич, Сигурдссон, Бекао), и своих (Головин, Чалов, Ахметов), пробуждая к ним неподдельный интерес из европейских топ-клубов. Казалось бы, совсем не худший путь.

И с такой тенденцией первенству нашей премьер-лиги при разумной селекции, вероятно, светило бы в обозримом будущем стать своеобразным фарм-турниром для лучших европейских чемпионатов. Но, ей-богу, всенародно любимый российский футбол явно достоин большего.

"