Posted 17 мая 2019, 12:31

Published 17 мая 2019, 12:31

Modified 7 марта, 15:58

Updated 7 марта, 15:58

Ирина Канторович еще раз объяснила, откуда в России работающие бедняки

17 мая 2019, 12:31
Сюжет
Деньги
Все дело в принятых уже давно законах, установивших унизительные и несправедливые отношения между государственными работодателями и работниками

Председатель Конституционного суда РФ выступил с неожиданным заявлением, в котором, в частности, сказано:

«Особенно тревожным выглядит тот факт, что у нас огромная доля работающего населения фактически находится за чертой бедности или около нее — доля таких работников по разным оценкам варьируется от 25 до 30% от всех работающих. В итоге мы получаем неприемлемую с точки зрения права ситуацию ограниченного доступа широких слоев населения к социальным услугам, социальным благам — прежде всего к таким, как медицина и образование, социальным лифтам, социальной защищенности. А это, в свою очередь, способствует раскручиванию спирали еще большего социально-экономического неравенства. (...) Это уже не только экономическая, но и правовая проблема, и я хочу здесь, выступая перед юристами, обратить внимание на эту проблему», — отметил Зорькин.

По словам историка и гражданской активистки Ирина Канторович, «председатель КС наконец-то заметил правовую проблему, которую я, простой гражданин - не юрист, заметила еще пять лет назад...»

Именно об этом Канторович говорила в студии «Радио Свобода», отвечая на вопрос ведущей, почему в России невозможно исполнить майские указы президента и преодолеть затянувшуюся тенденцию обнищания населения страны.

А вот почему:

«Уникальную ситуацию бедности работающего населения (по выражению зампреда правительства Ольги Голодец) создали законы, принятые «почти незаметно для всех нас» еще в 2007 и в 2011 годах.

Я их называть не буду, а всех отсылаю к моей петиции, которая называется: «Измените законы, провоцирующие бедность работников и «экономию» бюджетных средств».

К примеру, прежде в Трудовом Кодексе было такое положение: оклад не может быть меньше минимального размера оплаты труда. Наша зарплата, как известно, делится на оклад, или фиксированную, стимулирующую (то же самое что премия) и компенсационную части (за работу в тяжелых условиях – на Крайнем Севере, вредном производстве и так далее).

Итак, раньше оклады не могли быть меньше МРОТ, но в 2007 году этот пункт изъяли. Как и пункт, определяющий, что такое МРОТ, который по всем международным нормам платили только работникам неквалифицированного труда.

Теперь же его можно платить буквально всем!

В 2011 году окончательно отменили единую тарифную сетку, в которой было расписано, кому и сколько нужно платить в зависимости от квалификации. До этого оклад квалифицированного работника исчислялся по коэффициенту от МРОТ. То есть, если бы сетка существовала сегодня, то гарантированный оклад был бы у нормального специалиста 20-30 - и далее - тысяч рублей... Сегодня же даже профессура многих учебных заведениях получает оклад меньше МРОТ!!!

Зато вместо тарифной сетки государство ввело «базовые должностные оклады», назначает которые Правительство РФ. Но прошло столько лет, а никто до сих пор ничего не назначил! Более того, последний ответ на мой запрос гласил, что в настоящее время назначать это считаем не целесообразным!

Именно поэтому разные ведомства назначают его так, как хотят. Например, во Владимирской области у профессора базовый оклад 7 тысяч рублей, а у воспитателя детского сада – 2 тысячи, и их назначил губернатор своим постановлением.

Минтруда на это отвечает, да, формулировка неправильная, но ведь она существует уже много лет...

В той же Владимирской области принято постановление, по которому поощрения отдельным госслужащим можно платить в размере до 30 должностных окладов!

Чиновники себя в обиде не оставят...

Сегодня вообще все должностные базовые оклады установлены меньше МРОТ, поэтому и возникают постоянно случаи, когда служащие жалуются президенту на низкие зарплаты, а им отвечают, что все по закону...

Поскольку зарплата, как мы знаем, в России состоит из трех частей, то несоответствие мировой практике, которое существует у нас, состоит именно в том, что гарантированная часть – оклад – очень мала.

И это для всех служащих, в том числе даже для работников МВД, что создает тяжелые социальные последствия в обществе. Работники МВД для того, чтобы получать не какие-то запредельные, а просто нормальные деньги, заинтересованы возбуждать как можно больше уголовных дел и по возможно более «тяжелым» статьям!

Поскольку штатное расписание и сам размер окладов отданы теперь на откуп ведомств, то, к примеру, в школах оклад учителя может быть ниже, чем у секретарши или водителя...

Дальше еще хуже: сегодня в стране сложилась такая ситуация, что совершенно законно в одном и том же учреждении работникам, занимающим одну и ту же должность при одно и той же нагрузке с помощью стимулирующей части зарплаты, руководство может платить совершенно разные, в разы отличающиеся деньги.

Об этом уже много говорилось, в том числе и министр образования Ольга Васильева заявляла, что руководство школ или университетов платит своим сотрудникам так, как ему лично захочется, кого-то приблизит, кого-то накажет...

Отсюда и средняя зарплата, которую чиновники называют высокой: у одного 20 тысяч, у другого – 120, а средняя 70!У

То же и у медицинских работников, и у всех бюджетников страны.

И еще один «замечательный» закон был принятый в 2011 году. По нему сэкономленные средства учреждение не возвращает в бюджет, как это было раньше, а может использовать их для... стимулирования оплаты труда.

То есть фактически по своему усмотрению наказывая или поощряя тех, кого руководство для этого выберет по своему вкусу. Или одним словом - поощряя фаворитизм.

Чиновники же Минтруда, которые единственные могут на эту ситуацию повлиять, совершенно не заинтересованы что-либо менять.

По мнению Канторович, высшей власти страны такая ситуация не может быть выгодна. Именно поэтому она и составила свою петицию, чтобы обратить внимание на эту тяжелейшую проблему...»

Подпишитесь