Posted 17 апреля 2020,, 16:29

Published 17 апреля 2020,, 16:29

Modified 7 марта, 14:54

Updated 7 марта, 14:54

Российский туризм переживает внезапную смерть

Российский туризм переживает внезапную смерть

17 апреля 2020, 16:29
Туристическая отрасль оказалась наиболее пострадавшей от ограничений, введенных в связи с распространением коронавируса в столице и регионах. В отличие от многих других сегментов экономики, где возможно так или иначе наладить дистанционные сервисы, отельеры и турагентства лишились клиентов в одночасье.

Николай Проценко

В особенно критической ситуации оказался турбизнес в Краснодарском крае, где власти ввели предельно жесткие меры самоизоляции – не исключено, что курортный сезон на Кубани будет провальным, даже если гостиницы откроются к 1 июня.

Коллапс, грозящий катастрофой

По оценке экспертов Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), «мгновенный эффект» от перехода страны в режим самоизоляции для деятельности гостиниц и предприятий общественного питания можно оценить в 716 млрд рублей недополученной добавленной стоимости в ценах 2018 года. В сравнении с другими секторами российской экономики это еще не самый значительный ущерб (например, для торговли аналитики ЦМАКП оценивают его в 3,4 триллиона рублей), но по негативному потенциальному эффекту для рынка труда гостиницы и рестораны оказались на одном из первых мест. Коронавирусный кризис, согласно расчетам ЦМАКП, может потенциально затронуть 1,4 млн сотрудников отрасли – хуже ситуация обстоит только в уже упомянутой торговле (4,2 млн человек) и сегменте транспортировки и хранения продукции (1,5 млн сотрудников).

Все перечисленные отрасли взаимосвязаны. Мультипликативный эффект, который туризм оказывает на смежные сегменты экономики, сейчас работает в противоположном направлении. Закрытие гостиниц и отмена авиарейсов негативно сказываются на наземных перевозчиках, обслуживающих туристов, сельском хозяйстве и пищепроме, теряющих заказы от отелей и ресторанов, предприятиях торговли и т.д.

По словам вице-президента Федерации рестораторов и отельеров России, члена Общественного совета при Ростуризме Вадима Прасова, В Москве и Петербурге ситуация стала ухудшаться с середины марта, а к концу месяца стала катастрофической: «Если в центре Москвы загрузка у отелей находится на уровне от 2 до 5%, то это называется словом «коллапс». Мы проходили через самые разные кризисы и сложности, но ситуация, когда предприятиям отрасли фактически запрещено работать - такого еще не было. По сути, остановлена вся активность - деловая, туристическая, событийная. Какие-то подушки безопасности у части рынка были и есть, но они не позволят легко и спокойно дожить даже до 1 мая».

С начала апреля ситуация с поддержкой гостиничной и ресторанной отрасли не слишком поменялась, несмотря на то, что несколько раз озвучивались меры помощи со стороны правительства, добавляет эксперт. Как показала практика, льготные кредитные инструменты малодоступны, причем изначально сложно было говорить о них как о решающих мерах. Заявленная же государством поддержка компаний малого и среднего бизнеса в виде компенсаций части зарплатного фонда в размере МРОТ поможет лишь части отелей.

«В России, - отмечает Прасов, - порядка 50% номерного фонда не подпадает под соответствующие критерии. К тому же начало выплат в размере МРОТ ожидается только 18 мая, а сама эта сумма не решит задач выживания бизнеса. В Европе компаниям пострадавших отраслей компенсируют 60-90% оплаты труда, у нас такого даже близко нет. В целом ситуация выглядит печально и катастрофично, представители рынка находятся либо в недоумении, либо в отчаянии, но в любом случае заявленные текущие меры демонстрируют непонимание всего масштаба бедствий. Даже у тех немногих отелей, которые продолжают работать, загрузка минимальна, и до какого момента это продолжится, предсказать не может никто».

Схожая ситуация и в сегменте аренды частных апартаментов для туристов, который теоретически еще может обслуживать немногочисленных клиентов в ситуации, когда отелям официально предписано закрыться. «Какой-то спрос еще остался, но цены приходится резко снижать, - говорит один из операторов этого рынка в Санкт-Петербурге. – Те апартаменты, которые обычно в это время сдаются за 4-5 тысяч рублей в сутки, сейчас отдаем за тысячу рублей – лишь бы хоть какой-то оборот сохранить».

Кубанская гостиничная аномалия

Совершенно критичной выглядит картина в Краснодарском крае, где вклад туризма в ВРП составляет не менее 15%. В марте, когда коронавирусная паника нарастала с каждым днем, многие жители Москвы и Петербурга приняли решение переждать надвигающийся карантин на юге и стали активно бронировать гостиницы и апартаменты на Черноморском побережье, в особенности в Сочи и Красной поляне.

Но уже 27 марта, на следующий день после первого обращения президента к стране по ситуации с коронавирусом, губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев подписал постановление о временном приостановлении бронирования и заселения в гостиницы в регионе, а также об ограничении транспортных перевозок. Первоначально эта мера была анонсирована до 5 апреля, но теперь она продлена еще на неделю.

«Сказать, что туристический бизнес принял на себя удар, это будет не совсем корректно, не совсем правильно, потому что это межсезонье. Заработать на неделе выходных, на двух, на трех, которые объявил президент, это неправильно, потому что это не выходные, это возможность для самоизоляции. Бизнес изначально и не зарабатывал в этот период года, я имею в виду конец марта, даже апрель и первая половина мая», - прокомментировал свое решение Вениамин Кондратьев (цитата по ТАСС).

Это высказывание вызвало резко негативную реакцию у представителей турбизнеса.

«Власти могли бы пойти навстречу отельерам, разрешив принимать тех, кому по каким-то причинам самоизолироваться в гостинице было бы комфортнее, - считает, в частности, краснодарский отельер Евгений Бромберг. - В таком случае можно было бы рассчитывать на значительный приток гостей, выделив гостиницы, которые смогли бы его обслужить и не только обеспечить самоизоляцию под контролем властей, но и обеспечить хоть какие-то доходы отельерам и перевозчикам, а заодно и разгрузить Москву и Петербург, обеспечив перемещение части их жителей в менее рискованную климатическую зону. Но как только власти увидели большой скачок бронирований в Краснодарском крае, прежде всего от москвичей, они схватилась за голову - сейчас к нам приедет коронавирус! Это был осознанный выбор власти, которая не посоветовалась с бизнесом, и есть ощущение, что она испытывает от этого садистское удовольствие. Чувство безысходности сейчас захлестывает многих, в том числе потому, что власти заявляют, будто ничего плохого не происходит - все на благо человека».

Сейчас, по словам Бромберга, Краснодарский край продолжает находиться на жестком карантине, плюс введен карантин по прибытию в регион - в результате никакого потока для гостиничного бизнеса нет уже несколько недель. Если еще в начале апреля кто-то пытался выкручиваться из этой ситуации, то сейчас вынуждены остановиться все.

Более того, утверждение, что апрель – низкий сезон, а к лету ситуация нормализуется, совершенно несостоятельно, если исходить и реалий туристического бизнеса. Для гостиниц Краснодара, поясняет отельер, апрель - это пиковый сезон деловых мероприятий, да и в Сочи это период довольно высокого спроса. Турагентства в апреле раньше достаточно активно продавали зарубежные туры на лето, что давало им доходы на выходе из низкого зимнего сезона. Теперь же эти продажи встали полностью, а туры по России тоже продавать невозможно, потому что никто не перемещается и неизвестно, когда кончатся ограничения. В результате турагентства просто сидят без работы, они практически парализованы.

«Удивительно было услышать высказывание губернатора Вениамина Кондратьева, который сказал, что для гостинично-санаторного бизнеса ничего страшного не произошло, - говорит Вадим Прасов. - Неужели нельзя было просто разобраться, прежде чем делать такие заявления? Надо было встретится с предпринимателями, узнать «среднюю температуру по больнице», выяснить, как они переживают кризис, потому что для Краснодарского края это достаточно крупная отрасль, в которой было задействовано огромное количество жителей. Логичным решением было бы сначала узнать, чем можно ей помочь. Поэтому у всех предпринимателей, задействованных в этом бизнесе, такое заявление главы Краснодарского края вызвало недоумение».

Куда более адекватную ситуации реакцию продемонстрировали чиновники Крыма, где в туристической отрасли в Крыму трудится более 40 тысяч человек, а ее вклад в ВРП республики вместе со смежными отраслями составляет не менее 25%. Это системообразующая отрасль, и от того, насколько адекватными и своевременными окажутся меры по ее сохранению, чем более подготовленными отели и санатории подойдут к пока ещё возможному летнему сезону, зависит то, насколько благоприятным будет общий экономический прогноз для региона», - заявил еще в начале марта глава крымского Минтуризма Вадим Волченко.

Первоначально в Крыму на уровне региона было предложено ввести по оплате имущественного и земельного налога, снизить ставку единого налога по упрощенной системы налогообложения, скорректировать систему взаимоотношений с ресурсоснабжающими организациями и установить мораторий по аренде госсобственности. 16 апреля глава Крыма Сергей Аксенов также сообщил, что в случае благоприятной эпидемиологической обстановки власти региона рассматривают возможность направить около 500 тысяч его жителей крымчан за счет бюджета на отдых в санатории.

В ожидании «низкого» лета

Если еще недавно турбизнеса рассчитывал на естественный выход из кризиса – отмены ограничительных мер до 30 апреля, то теперь с каждым днем надежды на это тают: когда произойдет вхождение в летний сезон и будет ли он «высоким», неизвестно.

«Как минимум месяц уже гарантированно выпадает, и «полусезон» – это еще не самый плохой вариант, особенно для санаториев или круглогодичных объектов, - констатирует Евгений Бромберг. - Сезонные проекты, возможно, смогут открыться позже, но у них будут проблемы с персоналом, потому что спрос на кадры будет сразу очень большой, и как это скажется на рынке труда, непонятно. В любом случае летний сезон будет коротким и крайне нервным - непонятно, смогут ли объекты хоть что-то заработать».

Еще более актуальной, добавляет краснодарский отельер, становится возможность невозврата средств туристам, и многие отели и туроператоры по этому пути уже идут – либо депонируют средства, либо говорят гостям, что вернем когда-нибудь. Это вносит дополнительную неопределенность – скорее всего, многие будут обращаться в суды, когда они откроются. Недоверие к рынку усиливается, а государство оставляет все проблемы на ответственность бизнеса.

Вариантов выхода из ситуации у предпринимателей очень мало. По словам Бромберга, в Краснодарском крае для гостиниц и предприятий других пострадавших отраслей существует возможность льготных кредитов из регионального Фонда микрофинансирования. Это небольшие суммы порядка 1 млн рублей под 1% годовых, за их счет небольшие гостиничные объекты могут закрыть коммунальные платежи за 2-3 месяца.

Но на практике получить эти деньги непросто. «Мы подали заявку на такой кредит, но получили ответ, что поскольку у нас есть лицензия на реализацию алкоголя, то кредит на не положен - таково решение правительства. Хотя как малое предприятие смогли получить кредит с нулевой ставкой под зарплату через МСП-Банк. С 1 мая будут подаваться заявки на компенсацию зарплат в размере МРОТ, но соответствующего механизма пока нет, и во что это выльется, непонятно. Такая компенсация – это больше, чем ничего, но это примерно половина того, что необходимо для среднего отеля, к тому же перевести всех сотрудников на МРОТ не удастся. Если пойти на эти жесткие меры, картина будет печальная – многие будут искать альтернативы, где платят больше, из отрасли могут уйти лучшие люди».

«На глазах у многих предпринимателей рушится бизнес, они остаются один на один со своими проблемами, и даже если они всеми силами стараются сохранить персонал и не увольнять сотрудников, у предприятий просто нет денег, чтобы платить им зарплату. Для любого нормального работодателя это боль, потому что на протяжении многих лет он вкладывал силу, душу, деньги и ресурсы», - добавляет Вадим Прасов.

О том, как будет происходить восстановление внутреннего рынка путешествий пока можно только гадать, но одна из базовых гипотез заключается в том, что на первых порах повышенным спросом будут пользоваться недорогие и непродолжительные туры, прежде всего в пределах одного региона. «Пока по поводу будущего царит полная неопределенность, но очевидно, что первыми оживут недорогой внутренний туризм и поездки малыми группами или в индивидуальном порядке – например, для южных регионов будут актуальны экскурсии на винодельни», - считает руководитель агентства городских событий «Город-парк» из Ростова-на-Дону Алексей Матвеенко.

По его словам, такие форматы до недавнего времени и так процветали в соцсетях, и теперь самое время ввести облегченные разрешения на легальную деятельность для таких самодеятельных организаторов туризма. Ошибкой, подчеркивает эксперт, будет пойти в их отношении по пути жесткого контроля: «Даже если они смогут зарабатывать по тысяче рублей с человека за экскурсию без ночевки, это больше, чем ничего, тем более, такие короткие поездки будут очень актуальны при восстановлении рынка. Так или иначе, выиграет тот, кто не упрется лбом в цену, а поначалу будет работать даже чуть ниже себестоимости, чтобы завоевать свою долю рынка».

"